Ребенка обижают в школе. Мстить, пугать или сдаваться? Что делать если ребенка обижают в школе Как поступить если ребёнка в школе обижают

К сожалению, далеко не всем детям везет с одноклассниками и учителями. Дружный класс, в который дети мчатся с утра бегом, забыв позавтракать – большая редкость. Но отсутствие друзей в школе – еще не самое плохое. Хуже – когда над школьником начинаются издевательства. Согласно статистике, случаев «травли» в современных школах с каждым годом все больше и больше, причем, участвуют в таких показательных акциях не только недалекие одноклассники — но и, порой, сами учителя.

Что делать с обидчиками, и как спасать ребенка?

Признаки того, что ребенка-подростка травят в школе – учимся понимать!

О жестокости детей можно писать целые научные трактаты. Увы, в возрасте от 11-12 лет и практически до окончания школы в детях поселяется вдруг «из ниоткуда» неоправданная жестокость и агрессия.

Потом это проходит. Но — не у всех.

А последствия такой травли иногда остаются с детьми, которых обидели, на всю жизнь.

Бессмысленная и беспощадная травля – это не «модное веяние». Травля была всегда. Другой вопрос, что методы травли стали более изощренными, и иногда родителям приходится менять даже город проживания, чтобы уберечь нервную систему своего чада.

Как понять, что твоего ребенка в школе травят, обижают, издеваются?

Подростки – это дети «скрытного периода» взросления. Не у всех из них имеется достаточный контакт с родителями, чтобы избежать ошибок и принять правильное решение. Чаще всего, родители узнают об этой проблеме, когда ее масштабы выходят за пределы класса.

Кроме того, для ребенка может быть унизительным обсуждение этой проблемы с родителями — часто такое бывает у мальчишек, чьи папы с пеленок вбивают в них «ты же мужик, решай сам свои проблемы!».

Итак, и пора вмешаться?

  • Ребенок часто приходит с синяками и царапинами, для которых нет повода.
  • У ребенка часто «ломаются», «портятся», «теряются» вещи.
  • Ребенок постоянно ищет повод не пойти в школу – выдумывает болезни, греет на батарее градусник, ссылается на больной живот и голову, и проч.
  • Ребенок начал плохо есть и спать. Появились проблемы со здоровьем и кошмары по ночам.
  • Успеваемость падает, как и интерес к школьным занятиям в целом.
  • Ребенок постоянно подавлен, на контакт идет неохотно.
  • Имеют место , попыток самоповреждения и проч.
  • Рюкзак и форма ребенка часто «рвется» и «пачкается».

Если совпали хотя бы 3-4 симптома, которые повторяются изо дня в день, будьте уверены – вашему ребенку нужна ваша помощь.

Причины травли подростка в школе – почему именно вашего ребенка бьют, унижают и т.д.?

Травля в школе – это не просто временное безобидное явление, которое ребенок может перетерпеть.

Травля опасна серьезными последствиями, среди которых не просто потеря сна, обретение комплексов и падение самооценки ребенка, но гораздо более опасные – психические срывы и даже попытки суицида.

И — не обязательно, чтобы травля была физической. Гораздо более изощренными и разрушительными становятся именно психологические атаки.

Ни один ребенок не забудет травли. И не каждый из тех, кто травлю прошел, перенесет ее без последствий. Поэтому, чтобы наши дети, взрослея, не бегали по школам с автоматами в попытках отомстить обидчикам (как нередко показывают сегодня в новостях), нужно быть внимательными к ним не просто сегодня, а практически еще вчера.

Кто в группе риска, и в чем основные причина травли?

На самом деле, в группу риска может попасть любой, и причин для травли обычно четыре:

  • Ребенок не такой, как все. Например, слишком худой или наоборот с лишним весом, в очках, отличник или двоечник, слишком активный или наоборот слишком пассивный, задавака или тихоня, и проч. Причиной для травли сегодня может стать и вероисповедание, и физические недостатки, отсутствие модных вещей и профессии родителей, разрез глаз и неспособность постоять за себя, и проч.
  • Попал под горячую руку – оказался не в том месте и, как говорится, не в то время.
  • Ребенок – новенький в классе. Иногда и этого достаточно.
  • Ребенок сам ведет себя вызывающе и провоцирует всех на ответный бойкот или травлю.

Кто обычно становится зачинщиком травли?

  1. Учителя, которым не место среди педагогов.
  2. Асоциальные «элементы» класса. Дети из неблагополучных семей, которые устраивают травлю, чтобы не затравили их за принадлежность к такой семье. Дети, у которых есть проблемы с психикой. Дети, о воспитании которых их родители просто забыли.
  3. Популярные дети – активисты и лидеры, «короли и королевы» школы, которых слушают остальные дети, по сути становящиеся свитой данных лидеров.

Почему именно ваш ребенок стал жертвой травли?

Не стоит думать, что ваше чадо какое-то не такое. Ведь причиной травли может стать даже честность и порядочность ребенка, воспринятая сверстниками, как слабость. Или же отказ ребенка покурить за компанию, или устроить травлю другому ребенку.

Безусловно, причину поискать стоит, ведь тогда будет гораздо легче разобраться с ситуацией, но — не надейтесь, что эта причина будет понятной для вас.

Важно отметить и еще один нюанс.

Одно из условий травли, без которого, по сути, она станет просто невозможной – это попустительство учителя:

  • Просто наплевательское отношение: учитель закрывает глаза на все, потому что ему все равно.
  • Учитель еще не столь опытный, чтобы заметить травлю, которая, к тому же, ведется исподтишка. Или же замечает уже итог травли, когда жертва начинает отвечать обидчикам. Несложно догадаться, что влетает в данном случае от учителя именно жертве, ведь обидчики делают свои темные дела тихо и незаметно. Эта ситуация самая частая. Учитель, увы, просто не в состоянии уследить за всем и всеми. Особенно, если класс переполнен.
  • Учитель сам участвует в травле. Случай редкий, но тяжелый.

Как бы ни было обидно в этой ситуации учителям, но именно от них в большинстве случаев зависит атмосфера в классе. И именно учительница, как вторая «мама» каждого из детей, отвечает за их не только интеллектуальное, но и психическое состояние в школе.

Что делать родителям, если ребенка-подростка травят в школе одноклассники или учителя – инструкция

Никто не даст рецепта на тему «как быстро прекратить травлю». Таких рецептов нет. С какой стати ребенок обязан исправлять тот или иной «дефект», свою особенность, ставшую поводом для травли?

Если причиной травли была просто сама травля ради «животного интереса», то будь хоть кем и каким, но тебя все равно будут травить. И идти на поводу у зачинщиков, пытаясь угодить им и спасти себя – это наиболее худший вариант, потому что он лишь усилит травлю, для которой появятся еще 2 причины – слабость и самоунижение.

Что же делать?

  • В первую очередь – к учителю! Все школьные проблемы начинают решать только с него. Потом, если не помогло – к заучу. Затем, если снова не помогло – к директору.
  • Травлю нельзя «лечить» на уровне (примитивном) жертва-обидчик. Чтобы исправить ситуацию, необходима работа со всем коллективом «свидетелей» сразу.
  • Проанализируйте причину травли. Естественно, на поводу у обидчиков идти не нужно, но если в ваших силах придать ребенку уверенности – ищите способы. Ребенок слишком хрупкий и слабый – отдайте его в секцию, где он станет более уверенным в себе. Не умеет отвечать обидчикам? Научите ребенка «держать удар» (психологически) и быть «на коне» в любой ситуации. Проблемы с дикцией? Отведите к логопеду. И т.д. Превращайте все слабые стороны чада — в сильные.
  • Неплохим вариантом может стать показательно-демонстративный «разбор полетов» с учителем, директором и родителями всех сторон. На подростков, для которых еще не все потеряно (угрозы были мнимыми, гонор напускным), перспектива вылететь из школы или даже попасть на учет в детской комнате милиции может стать отличным стимулом усмирить свои амбиции и поменять поведение.
  • Если имеет место применение насилия – здесь прямой путь к директору через учителя, а далее – в прокуратуру, и проч. Ни один факт насилия остаться без реакции родителей не должен – даже мелкая шалость в виде подзатыльника однокласснику или подставленной подножки может привести к серьезным последствиям.
  • Учите чадо действовать так, как обидчики и не ожидают : спокойно отвечать на ругань, пропускать мимо ушей колкости, и проч. Конечно, в случае, когда начинается более серьезная травля, порча вещей ребенка, когда ему не дают прохода, когда начинаются серьезные оскорбления и применение силы, терпеть нельзя – нужно действовать, причем сразу и жестко. Опять же – не самостоятельно, а через педагогов, директора и родителей обидчиков.
  • Найдите способ подружить ребенка с обидчиками. Таким способом может совместный выезд куда-либо (всем классом) – на экскурсию, на пикник и пр., общие игры и хобби, кружки, можно также позвать детей в гости на день рождения. Естественно, враги сразу не превратятся в друзей, но все-таки станут менее опасными, а кто-то и перейдет в союзники. Речь, конечно же, не о том, чтобы подкупить обидчиков! Это самое худшее решение, которое может найти родитель.
  • Помогите ребенку преодолеть страх. Иногда достаточно просто перестать бояться обидчиков, чтобы они прекратили травлю.
  • Помогите ребенку самоутвердиться , если таких возможностей в школе для него нет. Пусть найдет себя в спорте или в хобби: обязательно найдите для ребенка занятие, которое повысит его уверенность в себе и самооценку.
  • Оградите свое чадо от хулиганов, насколько можете : встречайте из школы и провожайте, пока ситуация не утихнет сама собой. Как правило, большая часть издевательств в процессе травли одноклассников происходит после школы за пределами ее территории. А в самой школе – слишком много свидетелей.
  • Купите ребенку специальное техническое устройство , которое поможет вам быть в курсе, как текущей ситуации, так и местонахождения ребенка.

Эти советы хороши для ситуаций, которые не зашли слишком далеко.

Но что делать, если обидчик – настоящий агрессор, на которого не могут найти управу ни учителя, ни директор, ни сами родителя агрессора?

В этом случае действуйте жестко и быстро! Конечно, на пустом месте вы организовать защиту не сумеете, но если уже есть факты воздействия на вашего ребенка, то не ждите, пока директор перестанет бояться огласки (они так боятся «шума», что готовы принести школьников в жертву этим малолетним негодяям).

Ваши действия: заявление на имя директора и, при отсутствии какой-либо реакции – заявление в РОНО, потом в полицию. К заявлению можно приложить показания свидетелей, других родителей, справки из травмпункта и проч. Ну, а далее – в суд.

А, может, все-таки не надо?

Бывают случаи, когда родитель задается вопросом – «а не станет ли хуже для ребенка, если я вмешаюсь?».

Да, есть ситуации, в которые лучше не влезать. Но если дело дошло действительно до травли, с которой ребенок не способен в одиночку справиться (а не разовой обиды или ссоры между одноклассниками), то разве можете вы сделать хуже тем, что эту травлю прекратите?

Представьте на секунду, что может случится с вашим ребенком, если он не сможет справиться с этим грузом проблем? Лучше влезть, куда не звали, чем потом сильно пожалеть, что не вмешались.

Чего делать категорически нельзя?

  • Вершить самосуд над обидчиками. Как бы вам ни хотелось «надавать по соплям» этим хулиганам, делать этого нельзя. Во-первых, ситуацию вы этим не решите, во-вторых, в этом случае вас можно будет привлечь «по статье» («а нечего было трогать чужих детей»), а обидчики получат еще один повод для травли вашего ребенка. Действуем строго в рамках закона!
  • Наускивать чадо на ответные подобные действия. Не нужно учить ребенка отвечать тем же. Даже, если речь идет о применении силы. Конечно, здорово, когда ребенок может постоять за себя, но нельзя учить «бить в ответ». Иногда такие ответы становятся, совершенно случайно, причиной инвалидизации и даже смерти обидчика (неудачно упал, и т.д.).
  • Пытаться «купить» расположение обидчиков. Подкуп – одно из самых бессмысленных, глупых решений, которое в итоге приведет к обратной реакции, а на ребенке надолго оставит клеймо слабака, подхалима и «шестерки».
  • Игнорировать травлю ребенка и бросать его в одиночестве в решении этой проблемы («сам справится!»). Помните – он может и не справиться.

Переводить в другую школу — или не переводить?

Конечно, можно перевести чадо и в другой класс, и в другую школу, и даже в другой город переехать — но есть ли в этом смысл?

В большинстве случаев, такие меры просто не обоснованы, а проблема исчерпывается довольно быстро, и к концу обучения обидчики с жертвами становятся чуть ли не лучшими друзьями.

Поэтому тщательно проанализируйте ситуацию и взвесьте «все за и против» — возможно, перевод и не нужен, а общие усилия педагогов, вас и ребенка смогут свести проблему на нет.

Другой вопрос, если учителя с директором вникать в проблему не желают, а травля приобретает масштабы, угрожающие не только нервной системе, но и здоровью ребенка – здесь уже выбирать не придется.

И самое важное: держите руку на пульсе! Ходите на школьные собрания, разговаривайте с ребенком, знакомьтесь с его учителями и одноклассниками, будьте в курсе проблем и успехов ребенка, чтобы вовремя дать совет, предостеречь от ошибки, помочь и подстелить соломки.

Были ли в вашей жизни похожие ситуации? И как вы из них выходили? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!

В каждой семье ребенок окружен любовь и заботой. Но в школьном коллективе не все всегда так, как в родном доме. Ребенок жалуется, что отношения с одноклассниками и учителями напряженные, что его не понимают, не слушают, не считаются с его желаниями и интересами, а иногда другие дети проявляют агрессию. Такая ситуация беспокоит родителей, и они не всегда точно знают, что нужно делать, как помочь своему чаду.

Попробуйте проанализировать причины недовольства ребенка.

Жизнь современного ребенка далеко не всегда дает ему возможность еще до школы научиться быть частью коллектива, общаться, играть со своими сверстниками, находить общие интересы. Зачастую в семьях воспитывается один ребенок, а это вызывает эгоизм. Родители нанимают няню или отдают в садик, в котором в группе бывает не так много детей, желая оградить его от инфекций, нежелательного общения, лучше подготовить к предстоящей учебе. В результате, ребенок впервые попадает в большой коллектив только в школе. А поскольку он не знает, что делать, возникают проблемы: малыш считает, что одноклассники и учителя его обижают.

  1. Во-первых, родители должны морально подготовить ребенка к тому, что из себя представляет школьный коллектив и как строится учебный процесс, как нужно вести себя в школе. Случается, что ученик считает, что его обижает учитель, потому что не разрешает играть на уроке или ругает за невыполненное домашнее задание. Школьная дисциплина – для него пустой звук, ведь привык делать то, что ему хочется, отсюда и требования учителя кажутся обидными.
  2. Во-вторых, заранее расскажите о том, что в классе он будет учиться не один, поэтому слушать только его и делать то, что интересно только ему, не получится. Старайтесь в этой ситуации прислушаться к требованиям учителя (как правило, они бывают справедливыми) и объяснить ребенку, что жизнь в школе отличается от того, как он проводил время в детском саду или дома. Иногда приходится и помочь учителю наладить контакт с ребенком, рассказать, как лучше общаться с ним.
  3. В-третьих, родители должны привить элементарные правила воспитания: не оскорблять других, не капризничать, не драться, не брать чужие вещи, быть вежливым и доброжелательным. Воспитанному ребенку легче адаптироваться в коллективе и адекватно принимать ситуации.

К сожалению, случается, что родители сами неправильно воспитывают ребенка, не осознавая, что это в дальнейшем может привести к проблемам в общении и социальной адаптации.

Выслушайте ребенка, совместно проанализируйте ситуацию и определите модели поведения

Не доводите проблемы до стадии нерешаемых! В первую очередь, каждый день интересуйтесь, как он провел время в школе, что интересного было на уроках, о чем разговаривал с одноклассниками. Если ребенок доверительно рассказывает, вам будет легче сразу скорректировать его поведение: объяснить, в чем он неправ, а где поступил абсолютно справедливо.

Старайтесь избегать категоричных заявлений в адрес обидчиков или резких оценок происходящих событий. Как утверждают психологи, ребенок, особенно в раннем возрасте, внимательно прислушивается к мнению родителей, поэтому ваше суждение может стать для него решающим в выборе модели поведения. Помните, что ваша задача – научить жить в коллективе, а не бороться с ним.

Не отмахивайтесь от проблем ребенка фразами «сам виноват», «что хочешь, то и делай», «слабак». Он может перестать вам доверять и больше никогда не будет рассказывать о том, что с ним происходит. Поддержите ребенка, научите, как лучше вести себя, как решить возникшие проблемы. Не забывайте, что делать это надо тактично, чтобы не развить у ребенка другие комплексы, например, осознание того, что он один во всем виноват или что вам стыдно за него.

Если ситуация требует вмешательства, действуйте

Будет лучше, если вы научите ребенка правильно реагировать на обидчиков, защищать себя, выбрав при этом достойный метод. Если нет острой необходимости в вашем непосредственном участии в конфликте, постарайтесь не вмешиваться, это даст возможность ребенку самостоятельно решить проблему, что, безусловно, станет для него полезным жизненным опытом.

Часто случается, что ваш сын или дочь рассказывают о неприятностях только тогда, когда у них «кончается терпение» или произошло что-то из ряда вон выходящее. И тогда ваше вмешательство просто необходимо. Здесь родителям важно запомнить, что их поведение будет примером. Если вы накинетесь на обидчиков с руганью или, что совсем недопустимо, примените рукоприкладство, ваш ребенок впоследствии будет делать так же. И с каждым разом он будет применять насилие по отношению к другим даже по самым незначительным поводам.

Будет лучше, если вы обсудите сложившуюся ситуацию с учителем, а потом выясните все со всеми участниками конфликта, но помните, что делать это надо тактично. Иногда дети сами не отдают себе отчет в совершенных поступках, и нелепые причины становятся поводом серьезных проблем. Случается, что свое поведение они считают нормой. В этом случае воспитательный момент будет просто необходим. Наберитесь терпения и постарайтесь объяснить неправоту.

Не торопитесь применять экстренных мер

К сожалению, иногда поведение детей в школе переходит все границы. Ребенка не просто обижают словесно, портят вещи, но и применяют силу. Если ваши разговоры с обидчиками не имели результата, то лучше сообщить администрации школы о случившемся. Иногда участники конфликта не осознают, насколько опасно их поведение, ведь кроме воспитания родителями и школой они получают примеры из фильмов, где насилие зачастую преподносится как обычный жизненный момент, а иногда даже «героизм».

Не спешите, обращаться с заявлением в правоохранительные органы, куда часто обращаются встревоженные родители. Делать это нужно в крайнем случае, ведь так вы можете покалечить судьбу другому ребенку. Постарайтесь разрешить проблему максимально мирным путем. Но если это по каким-то причинам невозможно, вы не ощущаете помощи в решении конфликта в школе, идите в полицию, министерство образования. Для того, чтобы заявление было рассмотрено, лучше предоставить доказательства: справки от врача (если были побои), записи на диктофон.

Если и после этого ситуация не меняется и вашего ребенка продолжают обижать, подумайте о переводе в другую школу. Может, в другом коллективе ему будет комфортнее. Ведь абсолютно необязательно хулиганы должны встретиться везде, гораздо больше доброжелательных, дружелюбных детей.

Учите ребенка противостоять обидчикам

Жить в коллективе не всегда просто, особенно если это школа, ведь дети зачастую не задумываются о том, что за внешностью может скрываться умный, добрый и отзывчивый товарищ, с которым будет интересно дружить, делать уроки.
Посмотрите на своего ребенка глазами не любящих родителей, а его сверстников. Неслучайно говорят: «Встречают по одежке». Возможно, причины такого отношения к нему в его несуразной одежде или прическе, которые именно вы выбрали. Смените гардероб, подберите прическу, научите быть опрятным, приятным в общении.

Если причина в воспитании (например, ваши сын или дочь сами провоцируют конфликт, не замечая того, что обижают других), то постарайтесь объяснить, где и в чем они не правы, как нужно реагировать в определенных ситуациях, что делать, когда трудно удержать эмоции. Если вы не видите явные причины, обратитесь за помощью к детскому психологу (лучше, если это будет школьный специалист, который знает коллектив и сможет дать объективную оценку, поговорив не только с вами, но и с учителем и другими детьми). Иногда именно советы опытного психолога смогут скорректировать не только поведение ребенка, но и отношение родителей к ситуации, ведь случается, что и родители неправильно оценивают происходящее, накручивая не только себя, но и своего ребенка, или не видят причины в своих методах воспитания.

Если вы чувствуете, что ваш ребенок не уверен в себе, научите его отвечать на придирки в свой адрес. Отдайте заниматься спортом: это сделает его сильнее, увереннее. Вовсе не обязательно применять силу в ответ на грубость, иногда обидчикам будет достаточно понимать, что они могут получить отпор. Посоветуйте найти друзей в своем коллективе.

Ребенок должен чувствовать в вас поддержку.

Не забывайте самого главного: ребенок должен осознавать, что может довериться вам, найти помощь, получить советы, иначе он может замкнуться в себе, развить комплексы, которые помешают ему в дальнейшей жизни.
Поделитесь с ним своим опытом, расскажите о подобных случаях, которые происходили с вами или с вашими знакомыми, обратив особенное внимание на то, к какому решению пришли в сложной ситуации. Отметьте, что безвыходных положений не бывает, что часто то, что кажется «смертельным» ребенку сейчас, потом будет восприниматься как обычный эпизод школьной жизни.

Говорите о достоинствах, ведь, как правило, причиненные обиды влияют на самооценку и веру в себя, свои возможности. Но старайтесь быть объективными, иначе ваша ложь только навредит.
Будьте ребенку другом! Пусть он чувствует вашу поддержку, прислушивается к вашим советам. Не перекладывайте решение этой проблемы на плечи учителей, психологов, работников правоохранительных органов. Ваша задача – научить ребенка жить в коллективе, сохраняя при этом свое достоинство и считаясь с мнением других детей.

Звонок на перемену. Катя выходит из класса, в дверях её обгоняют одноклассники, задевая плечом, выкрикивают: «Катя- жирная корова!». На другой день в классе стайка ребят подходит к ней, один из них говорит: «Дай молочка!» Катя понимает посыл, но, не зная, что делать, вступает в диалог:

  • У меня нет молока…
  • Как же ты живёшь, корова без молока! - Ребята дружно хохочут, кто-то в приступе смеха сгибается пополам.

На следующий день Катя идёт по коридору, мимо проносятся ребята, на ходу бросают: «Мууу…»

Катя в слезах обращается к учительнице с жалобой, что её дразнят. «Что ж они говорят?» - спрашивает учительница. «Му», - честно и всё ещё с надеждой отвечает Катя. «Ну, это что такое, это вообще не к тебе относится. Ты притягиваешь», - отвечает учительница с облегчением. Занавес.


Арсенал реакций и действий учителя на ситуацию моббинга разнообразен – игнорировать, решительно запрещать, увещевать, беспомощно вопрошать («Дима, ну зачем ты ударил Петю?»), вызывать родителей (чаще всего родителей обижаемого)- но неэффективен.


В Российской школе на настоящий момент нет ни единой российской, ни частной школьной политики в отношении моббинга – травли ученика другими учениками (или учителем и учениками). Но это не означает, что всегда будет так. Кажется, пришла пора менять порядки беспорядки на здоровые позитивные порядки.

Если вы – родитель ученика, и оказалось, что в классе идёт моббинг, то ваш ребенок вовлечён в него безусловно – либо в качестве свидетеля, либо в качестве жертвы, зачинщика или подпевалы. Вероятнее всего, раз вы читаете эту статью, то вы подходите ответственно, и не хотите, чтобы опыт свидетеля разъел душу человека малодушием, опыт гонителя полюбился и впитался, а опыт жертвы оставил болезненные рубцы на памяти и самооценке.

Травля возникает не на пустом месте. Есть предпосылки и причины возникновения травли. И причины находятся в семейной обстановке ребенка, осуществляющего травлю. Предпосылки (порой и причины) возникновения травли в классе формируются в школе.


О семье. В ребенке подросткового возраста нарастает потребность самореализоваться, почувствовать свою значимость. Эта глубокая потребность реализуется, когда человек 1) по движению своей воли делает что-то полезное для других 2) принимает ответственные решения 3) получает положительное подкрепление от родных – уважение, любовь, радость от его успехов и его существования как такового.


Представьте себе старшего сына в многодетной семье, которому родители поручают заботиться о младших и хвалят, поощряют его, поддерживают в его собственных начинаниях. Такого ребенка не вообразишь во главе стайки мобберов.


Если у ребенка нет регулярных ситуаций, где он должен принимать решения, где он помогает и служит людям, если ребёнок не получает поддержки от близких или получает противоречивое послание от родителей, если родители (это может быть очень устроенная семья в материальном и социальном отношении) общаются с ребенком поверхностно, предоставляют его самому себе, или очень давят и прессингуют, то ребенок попытается самореализоваться во зле. Человек, организовывающий травлю другого, получает удовольствие от власти - от злой власти.

Вместе с потребностью в самореализации в подростке проявляется и потребность в принадлежности к группе, в принятии среди сверстников – потребность пережить сплочённость. Учёба в этом не помогает. Дело в том, что учебная деятельность в школе не является групповой. Каждый учится сам для себя параллельно с одноклассником, как в первых цехах средневековья ремесленники трудились каждый над своим заказом, сидя рядом друг с другом. И если конструктивное групповое отсутствует, то дети будут получать удовольствие от сплочения ПРОТИВ кого-то. Это мотив участия в травле «подпевал», он движет ими вместе со страхом и желанием отвести удар от себя.

Важно понимать, что нет причин для травли в ребёнке, против которого она ведётся – есть лишь поводы (телесные особенности, национальность, успехи/неуспехи в учёбе и т.д.). Иллюстрирует этот тезис один пример: если вдруг этот ребёнок стал неудобным объектом для моббинга, например, ушёл из школы; окреп и научился отстаивать своё достоинство, то группа находит другой подходящий объект.

Повторю ещё раз, поскольку для школьного сообщества эта мысль нова - Мотив моббинга не имеет связи с жертвой. Это внутренний мотив ребенка, осуществляющего травлю. Потребность в любви, в признании его как важного и значимого, в самореализации, которую не направили в созидательное русло.

О школе. Главная предпосылка травли в том, что школа выполняет сугубо функцию образования. Дать знания – вот на что работают учителя. Выходит однобоко: в школе не стоит задачи воспитания.

Бывает, и не редко, что в школе есть и причины возникновения травли. Учитель невольно инициирует моббинг, делая регулярные уничижительные высказывания в адрес ученика. А иногда и специально учитель создаёт и поддерживает гонения, чтобы легче управлять классом.

Что делать родителю ребёнка в отношении школы.

Вы разобрались и прояснили с очевидностью, что идёт не противостояние соперничающих сил, а именно травля. Не молчите, поговорите с учителем. Обозначьте проблему моббинга, поскольку она часто не осознаётся как таковая.


Покажите учителю своё видение ситуации как травли, учитель может быть не согласен и привести доводы в обвинение вашего ребенка («она у вас сама кричит, дерётся») и в оправдание обижающих («это переходный возраст, ну что вы хотите») – будьте стойки в своей позиции и аргументируйте фактами. Когда консенсус в восприятии ситуации достигнут, постарайтесь найти общие с учителем цели - такие цели, про которые можно сказать «мы с Вами» – «мы с Вами вместе заботимся о создании дружелюбной среды в классе». Придите к согласию об однозначной недопустимости травли. Спросите, какими средствами учитель предлагает эту проблему решать. Если учитель не знает, как решать проблему в классе (что скорее всего, раз травля возникла) – предложите источники информации, книги, сайты. Дайте понять, что вы не обвиняете никого и не требуете от учителя « уметь справляться с моббингом» , но точно настаиваете, что пришла пора научиться. Преодоление травли в школе – это ответственность, в первую очередь, школы. Сообщите, что вы будете разговаривать с директором. Обязательно выходите с этой темой на более высокий уровень, не откладывая, каждый новый школьный день – это новые риски и новые душевные раны для детей. А преодоление моббинга по определению лежит в поле более широком, чем один класс.


Напишите письменное обращение к директору школы, подайте его секретарю и получите входящий номер. Почему важно письмо: мы живём в бюрократическом мире. Если разговор с директором ведётся на словах, то для директора вы малая весовая категория, и многие ли из директоров привыкли считаться с родителями? Но если есть входящее письмо, то по нему директор будет отчитываться в вышестоящей инстанции о данном ответе и принятых мерах. Более того, директор понимает, что если Вы написали ему, то можете написать и выше, его руководству. В Москве, например, принята система рейтинга, в которой оценивается и умение директора строить диалог с родителями, находить доверие. Если родители пишут выше (пусть они и не правы были бы) – это означает, что директор недостаточно работал с родителями, не договорился, и получит минус в рейтинге. Поэтому директор постарается более внимательно и ответственно выслушать Вас и решить проблему.


После передачи письма договоритесь о встрече с директором и назначьте день и время. Если нужно для вашей моральной поддержки, придите вдвоём с другим небезразличным взрослым, поскольку директор, вполне возможно, примет вас в присутствии классного руководителя, завуча и может быть, вызовет психолога или социального педагога. Поэтому, чтобы вы не растерялись, присутствие разделяющего вашу позицию человека очень поможет. Также, как с учителем, обозначьте директору видение ситуации как травлю, и, возможно, что опять надо будет доказывать и иллюстрировать это фактами. Когда вы пришли к единому видению ситуации, спросите, что предлагает делать директор для исправления атмосферы в классе. Директор обладает большими ресурсами и знает свой коллектив, в котором могут быть учителя, зрелые как личности, обладающие авторитетом среди детей и понимающие детей.

Директор может задействовать их. В его распоряжении целый комплекс мер. Главное, чтобы эти меры работали с истинной причиной, побуждающей детей к травле.

Моббинг возник не за секунду, и его не преодолеть в одночасье. Тут нужен бархатный каток долгосрочных целенаправленных усилий. В первую очередь – неусыпных усилий родителя. Хочется закончить статью на радостной ноте, или просто на светлой. Но будущее нам не видно, загадывать трудно, поэтому расскажу красивый пример из настоящего - живого состоявшегося будущего: о людях из одного класса Салтыковской средней школы Балашихинского района Московской области, которые закончили школу в 1951 году, и которых я лично знаю. Они учились в классе, где учитель обладал авторитетом, дружба была ценность, взаимовыручка культивировалась, труд был нормой жизни. Они все состоялись как люди. Их дружба и сплочённость такова, что, и сейчас, когда им за восемьдесят, каждую весну все, кто жив, собираются на встречу выпускников.

Анна Шапошникова

Москва, 07.02.2016

P.S. За рамками статьи осталось рассмотрение что делать родителю в отношении детей – ради фокуса на теме статьи.

Школа – это те первые шаги в самостоятельную жизнь, которые, увы, нередко сопровождаются проблемами с социальной адаптацией, обидами и тревогами. К сожалению, детские конфликты в наше время – весьма частое явление, и родители иногда оказываются в очень непростой ситуации. Как быть, если любимое чадо в школе обижают? Стоит ли вмешиваться или правильнее будет позволить детям разобраться самостоятельно?

Как понять, что вашего ребенка обижают в школе?

Не каждый ребенок расскажет родителям о школьных конфликтах. У одного не слишком доверительные отношения с мамой и папой, другой просто постесняется, третий не захочет «прослыть слабаком» и пр. Так или иначе, дети довольно часто умалчивают об истинном положении дел. Во избежание более серьезных проблем, следует быть внимательным к своему ребенку .

Когда стоит насторожиться?

  • Ребенок «сам не свой» — печальный, злой, подавленный; .
  • Падает успеваемость в школе.
  • Учитель постоянно оставляет замечания в дневнике об опозданиях и пр.
  • Пропадают вещи ребенка – вплоть до стирательной резинки.
  • Ребенок регулярно ищет предлог, чтобы остаться дома .

Бывает, что ребенок и сам жалуется. Конечно, первая реакция любого родителя – рвануть в школу и всем показать «где раки зимуют». Но паника здесь – последнее дело. Для начала стоит выяснить – почему обижают ребенка .

Ребенка в школе обижают – в чем может быть причина?

Как правило, основные причины конфликтов между одноклассниками – это…

  • Нерешительность и слабость ребенка, неспособность постоять за себя.
  • Слабость физическая (хроническое заболевание и пр.).
  • Изъян во внешности, здоровье (например, очки или хромота, заикание и пр.).
  • Манера поведения (хвастовство, заносчивость или, напротив, трусость, пугливость).
  • Менее модный, чем у сверстников, вид.
  • Низкая успеваемость.

Независимо от причины, в ситуации, когда ребенку нечего противопоставить обидчикам, он вынужден мириться со всеми издевательствами. Поэтому важно понять, как правильно действовать , чтобы помочь своему ребенку.

Ребенка обижают в школе – как действовать родителям?

Что чаще всего советуют родители (особенно занятые) в этой ситуации? Не обращать внимания. Конечно, если мальчик дернул одноклассницу за косичку, или кто-то кого-то обозвал, то здесь никакого конфликта нет, и данный совет вполне правильный. Но если конфликт перерастает в проблему, которая отражается на настроении, успеваемости и даже здоровье ребенка, то пора прибегать к более эффективным методам.

  • Совет о подставлении другой щеки, если ребенка ударили по левой, в корне неверный для современных детей. Трусливо или покорно проглатывая обиды, ребенок вынужден будет изначально смириться с ролью жертвы. Последствия для его последующего становления себя, как личности, могут быть неутешительными. Как минимум, ребенок замкнется в себе .
  • Сочувствовать, эмоционально поддерживать и быть рядом в любой ситуации – это первая задача родителя. Ребенок должен не бояться делиться с родителями своими переживаниями. Ваша задача – грамотно объяснить ребенку, почему он прав или не прав, и что делать.
  • Однозначно не следует мчаться в школу и наказывать обидчика . Во-первых, у вас нет права наказывать чужого ребенка, во-вторых, после вашего «акта отмщения» к ребенку могут начать относиться еще хуже. То есть, проблема не решится, а ребенок станет «ябедой».
  • Один из вариантов – собраться всем сторонам вместе и прийти к единому решению . То есть, оба ребенка, родители с обеих сторон и педагог.
  • Педагог – это человек, который играет основную роль «рефери» в конфликте. В силах учителя — как не допустить конфликта, так и грамотно примирить стороны еще до вмешательства родителей. Именно учитель, в первую очередь, должен найти способ объединить конфликтующие стороны – через беседу, дружеское наставление, игру или совместный труд. К слову, совместное выполнение какой-либо задачи – весьма эффективный способ примирить детей.
  • Отдать ребенка в спортивную секцию – тоже хороший воспитательный момент. Но дело не только в том, что ваш малыш научится защищаться физически и сможет «отразить удар». Руководитель секции должен обучать детей с точки зрения воспитания в ребенке лидерских качеств и правильной оценки ситуации. Опытный учитель учит не махать кулаками, а развивать уверенность в себе и решать конфликты, в первую очередь, психологически.
  • Будьте отстраненными при решении конфликта. То есть, постарайтесь отбросить эмоции родителя, который готов порвать любого за слезы своего крохи, и посмотреть на ситуацию со стороны. То есть, рассудительно и мудро.
  • Поищите способ примирить детей. Устройте детскую вечеринку, праздник. Придумайте сценарий праздника, в котором будут задействованы все стороны конфликта.
  • Если источник конфликта – ношение очков, проблемы с произношением звуков и пр., то можно (при возможности) перейти на контактные линзы, отвести ребенка к логопеду и т.д. Если проблема в полноте – запишите ребенка в бассейн и займитесь его физической формой.
  • Вопрос «модности» в школе был во все времена. Уровень достатка у всех разный, и зависть/обиды/хвастовство, увы, имеют место. Введение формы в школах частично решило эту проблему, но остаются рюкзаки, украшения, различные мелочи. В данном случае, родители и учитель должны объяснять детям, что гордиться нужно своими успехами и достижениями, а не красивыми и дорогими вещами.
  • Не игнорируйте проблемы ребенка. Будьте всегда на чеку, будьте внимательны даже к мелочам. Это поможет вам предупредить многие конфликты еще в их зачатке.
  • Если конфликт выходит за рамки допустимого, если речь идет уже о детской жестокости с причинением физического вреда, преследованием и унижением, то здесь уже проблема решается на уровне директора школы и сотрудника правоохранительных органов.

Безусловно, это важно – устранить возможные источники проблемы, научить ребенка раскрываться с лучших сторон, дать ему возможность для самореализации, чтобы у ребенка были основания для гордости за себя, для уверенности в себе. Но и родительская поддержка вне стен школы имеет очень большое значение. Учите своего ребенка постоять за себя, верить в себя и быть сильной и справедливой личностью.

Не всем детям повезло находиться в окружении дружелюбных сверстников. Практика показывает, что даже в самом благополучном и элитном классе найдется парочка хулиганов, которые будут обижать окружающих. И это не говоря о том, что еще существует проблема унижения и побоев со стороны старших ребят. Причем подростки, которые обижают более слабых ребят, как правило, имеют большие проблемы с характером и воспитанием. Обычно они трусливые и подлые (раз трогают малышей), а это значит, что обиды они могут наносить гнусно, исподтишка. То пнут проходящего по коридору мальчика, то отберут пирожок или игрушку, и делают это всё как будто между прочим. А еще нельзя сбрасывать со счетов школьные банды, которые преследуют и сильных и слабых, для них главное показать своё дешевое превосходство. Причем нападают они всегда толпой, поскольку в большинстве случаев именно стадность придает им ложную уверенность безнаказанности.

Если обижают ребенка в школе, то вначале ищите причину

Разные люди вкладывают свой смысл в слово «обижают». Одно дело, когда второклассники в азарте игры толкаются в коридоре и весело орут, это часто не очень большая проблема, так у маленьких детей в активных играх проходит притирка друг ко другу, они часто обижаются и быстро мирятся. Чаще это касается мальчиков, которые в том числе склонны к мелким конфликтам. Конечно, учителям нельзя позволять, чтобы дети поразбивали друг другу головы, но некоторая разрядка после 45 минут сидения за партой у маленьких школьников должна быть. И совсем другое дело, когда это систематические угрозы вашему ребенку исходящие от местных хулиганов.

Когда ребенка обижают одноклассники, то это может говорить о его заниженной самооценке, сложностях в общении, замкнутости. И если эти проблемы не решить в школе, то они будут преследовать человека всю жизнь. К решению сложностей внутри класса всегда привлекайте классного руководителя, выясняйте уровень взаимоотношений между учениками, проанализируйте вместе причины. Возможно, где-то вашему ребенку надо стать коммуникабельнее и смелее, например, пойти на спортивную секцию, завести друга, а, где-то надо приструнить зарвавшихся мальцов, которые не дают прохода вашему ребенку. Если дети еще небольшие, то в данном случае очень хорошо действует показательный разбор полётов вместе с учителем и родителями. В случае с подростками это не всегда действует, так как они изначально настроены на противление взрослым и конфликты. Но большей всё это напускное и нормальный подросток, оказавшись перед угрозой (пусть иногда и мнимой) вылета из школы или попадания в полицию, скорее всего, одумается и усмирит своё поведение до безопасного уровня. Только не вздумайте устраивать самосуд – это может привести к тому, что в итоге к ответственности привлекут вас, и вашему ребенку это совершенно не поможет.

Когда школьника обижают старшеклассники или хулиганы, то здесь причины могут быть и административного характера, например, отсутствие в школе охранника и отдельных помещений для разных возрастов. Вам в первую очередь надо поднять этот вопрос перед педагогом и администрацией учебного заведения, которые несут ответственность за безопасность детей. Побитый или униженный взрослыми ребятами школьник, это уже не мелкие шалости. Также стоит обратить внимание на то, какого рода конфликты возникают у вашего сына и на какой почве. Возможно, он сам временами ведет себя вызывающе, обижает окружающих и тем самым провоцирует агрессию, возможно, наоборот, его систематически преследуют школьные банды или отдельные хулиганы. Если ситуация принимает системный характер, то реагировать надо быстро и жестко.

Если в школе ребенка обижают и бьют, то задача родителей встать на защиту

Ваш сын или дочь подвергаются насилию и унижениям? Если вашего ребенка обижают в школе под молчаливое согласие окружающих учеников и педагогов, действуйте не раздумывая! Отговорки, как бы хуже чего не вышло уже не помогут. Хуже будет, если это будет продолжаться всю школу, приведет к серьезным изменениям психики и поломает вашему ребенку всю жизнь. Малолетние хулиганы часто действую нагло будучи уверенны в своей безнаказанности. Родители не могут с ними справиться, учителя бояться, директор показательно машет пальчиком, как тут не оборзеешь и не возомнишь себя школьным криминальным авторитетом. А проблема лежит в другом пласте, справиться с ними могут, но администрации школы часто не надо лишний шум и неприятности, они действую по принципу «как бы чего не выплыло наружу», а детей приносят в жертву агрессивным подросткам.

Что надо сделать вам как родителям, если ребенка в школе обижают агрессивные школьники.

  • Подготовьте запасной аэродром, проверьте информацию об окружающих школах, возможно, вам придется переводить свое чадо подальше из опасного учебного заведения;
  • Пишите заявление на имя администрации учебного заведения о существующей проблеме с просьбой немедленной принять адекватные меры и оградить вашего ребенка от школьников с криминальными склонностями. Вас, скорее всего, будут отговаривать, но это не более чем попытки защитить свое теплое директорское кресло;
  • Если ребенок избит, немедленно едьте в больницу, снимайте побои. Даже наличия нескольких ссадин или синяков вполне достаточно для заявления в полицию. В нём надо четко указать список нападавших, желательно с фамилиями и данными о том, из каких они классов. Кстати, для того чтобы написать заявление достаточно и одних угроз. По крайней мере, правоохранительные органы должны будут провести с обидчиками профилактическую беседу, поставить их на учет и периодически контролировать. Но это в теории, на практике участковый вас может сам отговаривать от подачи заявления. Ведь ему тоже не нужны лишние хлопоты. Но вы настойчиво оставляйте заявление, причем пусть вам сделают пометку о том, что оно принято такого-то числа. Иначе его могут «потерять». Если заявление не берут, надо обращаться в прокуратуру и вышестоящие инстанции правоохранительных органов, копии заявления можно отправить в районное управление образования. В заявлении укажите, что участковый такой-то отказался его принять;
  • Максимально оградите ребенка от хулиганов. Возможно, некоторое время встречайте его из школы, пока ситуация не утихнет. Как правило, все показные хулиганские выходки школьников после вмешательства правоохранительных органов либо сходят на нет, либо малолетние преступники отправляются в спецшколы;
  • Дайте своему ребенку технические средства защиты. Мобильный телефон с тревожной кнопкой и функцией слежения за ребенком. Стоят такие устройства недорого, но в случае опасности, вы сможете не только оперативно о ней узнать, но и увидеть где находится ваш ребенок и даже услышать, что происходит вокруг. Также можно автоматически включать диктофон, чтобы зафиксировать факт угроз и эмоционального давления.

Кстати, если в на территории школы или на пути к ней много больших собак, то мы также рекомендуем приобрести ребенку устройство для отпугивания животных. Об этом вы можете прочесть в нашей статье о средствах защиты от собак .

Всегда помните, что вы и ваши дети имеете право на безопасное существование. Вы платите налоги, и государство должно вам это право реализовывать. Если ваших детей обижают в школе, то педагоги и администрация учебного учреждения должны обеспечить ему защиту. К сожалению, нередко многим людям на государственной работе – чем меньше проблем, тем лучше. Это касается и учителя, и директора, и участкового, поэтому активно добивайтесь защиты сами. И если для реализации этого надо будет каждый день вызывать патруль полиции, значит вызывайте до тех пор, пока ваш школьник не будет в безопасности. Не позволяйте окружающим обижать вашего ребенка.