Тебя обижают в школе. Как решить проблему раз и навсегда. Дети обижают ребенка в школе. Что делать? Если ребенка обижают в школе что делать

(5 оценок, среднее: 5,00 из 5)


К сожалению, мы живем в жестоком мире, в котором даже школьник может оказаться «жертвой» для своих одноклассников. И дети зачастую не ограничиваются одними лишь оскорблениями, они начинают унижать, шантажировать и избивать того, кого выбрали изгоем. Но что делать, если ребенка обижают в школе ?

Как поступать родителям в этой ситуации? Как помочь своей дочери или сыну?

Давайте начнем по порядку и сначала попробуем проанализировать за что ребенка могут обижать в школе .

За что обижают ребенка его одноклассники?

Как бы страшно это ни звучало, но сейчас, наверное, в каждом классе есть ученик, над которым постоянно смеются и издеваются его же одноклассники.

Происходит это от того, что дети таким образом пытаются самоутвердиться за чужой счет. Ведь если они покажут свою силу, заставят кого-то трястись от страха, то в глазах остальных учеников они станут крутыми, и их репутация резко возрастет.

При этом одноклассники начнут принимать участие в унижениях «изгоя» лишь для того, чтобы стать другом «крутого» хулигана. А если они вдруг встанут на сторону «жертвы», то рискуют сами же оказаться объектом насмешек и издевательств.

Печально, конечно, но это именно так.

В основном дети осознанно выбирают ученика, над которым продолжают издевательства на протяжении всей школьной жизни. И, как правило, в категорию «изгоев» можно попасть, обладая следующими критериями:

  • Нетипичная внешность , сильно отличающаяся от других. Это слишком высокие или, наоборот, слишком низкие по росту дети, которым в итоге дают прозвища «дылда» и «карлик». Это толстые, прыщавые или имеющие заметный дефект во внешности (сильно оттопыренные уши, косоватые глаза, слишком длинный или горбатый нос) подростки.
  • «Забитый» характер . Это слишком скромные, стеснительные, неуверенные в себе дети, которые не способны дать отпор обидчику, чем тот в свою очередь и пользуется.
  • Агрессивное поведение и конфликтность . Если ребенок начинает проявлять агрессию к каждому, кто его случайно толкнул или как-то резко высказался, то он становится не хулиганом, а наоборот, изгоем. Ведь те, кого он обидел просто объединяются между собой и начинают свою месть в виде оскорблений и унижений. И даже если ребенок обладает сильным характером, имеет неплохие физические навыки, то с толпой ему уже справиться невозможно. Поэтому если он затевает драку, то в борьбе оказывается один против всех.
  • Медлительность и невнимательность . Таких детей одноклассники часто любят разыгрывать, причем иногда шутки бывают далеко небезобидными. Дело в том, что учеников просто забавляет нелепая реакция ребенка на тот или иной «прикол».
  • Многие стараются одеваться стильно и модно, но увы, не у каждого ребенка родители могут похвастаться хорошими доходами. В итоге дети просто вынуждены носить дешевую одежду, которая, например, может нелепо сочетаться с обувью (хотя вопрос «сочетания-не сочетания» настолько субъективен). И, конечно же, для одноклассников это является еще одной причиной поунижать ученика, который для них является «нищим».
  • Лидерский характер. Да, нередко бывает и такое. Получается, что даже волевые и сильные по характеру люди могут стать «изгоями». Как правило, такое происходит только в тех случаях, когда ребенок, попадая в новый коллектив, пытается взять власть в свои руки (активно предлагает интересные идеи, пытается убедить всех в правильности своей точки зрения). Он просто переходит дорогу действующему лидеру, который, не желая уступать свое место другому, начинает настраивать «свою» свиту против него.

Разумеется, стать объектом насмешек может абсолютно любой ученик. И часто даже нелепая публичная ошибка, по секрету рассказанная история или кем-то придуманная сплетня, могут на долгие годы «отравить» жизнь ребенку в школе.

Как определить, что ребенка обижают в школе?

Именно поэтому родителям важно самим определить, что их ребенок стал объектом унижений, причем сделать это нужно как можно раньше.

Итак, как понять, что ребенка обижают в школе :

  1. он приходит домой в плохом настроении: грустный, печальный, озлобленный; он часто опаздывает на уроки, несмотря на то, что из дома уходит вовремя;
  2. он начинает хуже учиться и вместо привычных пятерок в дневнике оказываются тройки и даже двойки;
  3. он ищет причины, чтобы не пойти в школу, ссылаясь на плохое самочувствие или отсутствие уроков в этот день;
  4. он постоянно «теряет» личные вещи: ручки, тетради, ластики;
  5. он возвращается домой с грязным портфелем или в порванной одежде, уверяя при этом родителей, что якобы случайно упал в лужу или его обрызгала машина.

Действие или Бездействие?

Итак, все мы понимаем, что школа — это некий жизненный этап для любого человека, пройдя через который он станет взрослым. Но как известно, на любом пути встречаются препятствия, преодолевая которые мы становимся сильнее, опытнее и мудрее.

И дети не являются исключением.

Однако, если взрослые будут постоянно контролировать их шаги, вовремя убирая «грабли» из под ног, или вовсе решать проблемы своего чада, то в итоге, когда ребенок вырастет — он станет несамостоятельным и будет не способен справляться с трудностями сам.

Ведь даже мы порой благодарны своим прошлым «ошибкам» за то, что они изменили нас и сделали в чем-то сильнее.

Но одно дело, когда ребенок сталкивается с небольшими трудностями (ссора с другом, поражение в соревновании, двойка по истории), и другое — когда он оказывается в опасной проблеме, становясь «изгоем» в своем классе.

Допустим, вы уже узнали об этой ситуации, и теперь вас наверняка мучает вопрос: вмешиваться или позволить ребенку самому решить свои проблемы?

Давайте, почитаем две реальные истории, которые дадут ответ на ваш вопрос.

История первая. Мальчик Андрей был изгоем в своем классе, ребята постоянно шутили над ним, оскорбляли, унижали и били.

Возвращаясь домой, мальчик не находил поддержки со стороны матери, ведь она относилась безразлично к проблемам своего сына.

Возможно, она хотела воспитать в нем самостоятельность или просто она уделяла все свое внимание сестре Андрея, которая была младше своего брата на 7 лет.

Так или иначе он был слишком одинок, ведь ни один человек в этом мире не мог поддержать его, утешить и защитить. А ведь Андрей так мечтал стать счастливым, он хотел быть известным политиком…

Но унижения продолжались и тогда, когда мальчик вырос: однокурсники избивали его, девушки смеялись, коллеги по работе презирали.

Андрей «сломался».

Он, конечно женился в дальнейшем, и у него родилось двое детей, которых он любил до безумия, но «прошлая жизнь» его все-таки погубила.

Нет, он не сделал с с собой ничего плохого и даже сумел прославиться на весь мир.

Но кому нужна такая слава? Ведь этот мальчик — Андрей Чикатило , от рук которого погибло более 50 человек, и в основном это были дети от 7 до 17 лет.

История вторая. Американский мальчик Стивен тоже был «изгоем» в своем классе.

Ученики издевались над ним, причем порой очень жестоко, но когда он возвращался домой, то вместо безразличия получал материнскую поддержку.

Мама сильно любила своего сына, заботилась о нем и всячески старалась, чтобы мальчик был счастлив хотя бы дома.

В итоге любовь не позволила ему «сломаться», и повзрослев, мальчик стал Стивеном Кингом — известным писателем, одним из богатейших людей в мире.

Вывод — не бездействуйте!

Конечно, очень обидно, если весь класс ополчился против вашего ребенка, поэтому в такой ситуации только вы способны помочь ему.

Ни в коем случае НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙТЕ, ведь постоянные насмешки одноклассников могут морально покалечить маленького человечка.

Как помочь ребенку?

Многие родители, узнав о том, что их любимого ребенка обижают одноклассники, в первую очередь пытаются лично побеседовать с «обидчиками» или с их родственниками.

Возможно, разговор подействует, но только в том случае, если дети учатся в начальных классах. Но и то не исключено, что повзрослев, они вновь не начнут издеваться над ребенком.

А если ваш сын или дочь уже являются подростками, то беседа с их одноклассниками, наоборот, спровоцируют учеников на более жестокие издевательства.

Дело в том, что в переходном возрасте дети уже не особо прислушиваются к взрослым, и в большинстве случаев они делают то, что хотят сами.

Поэтому, «попросив» их не трогать вашего ребенка, они назло начнут сильнее запугивать его, обвинять в «стукачестве» и шантажировать побоями, если он вдруг вновь решит кому-либо пожаловаться.

Поэтому, если вы действительно хотите помочь своему чаду, то для начала обсудите проблему с ним и проанализируйте ее, чтобы отыскать верное решение.

Давайте попробуем составить наш план решения возникших проблем:

1. Беседа с ребенком. Разумеется, ребенку этот разговор будет весьма неприятен, особенно, если он скрывает от вас факт издевательства над собой в школе.

Но тем не менее, вы должны обсудить с ним проблему и предложить свою помощь.

Только ни в коем случае не давите на своего ребенка, наоборот, постарайтесь сделать так, чтобы он сам доверился вам. Покажите ему, что вы друг для него, и что вы интересуетесь проблемами не для того, чтобы удовлетворить свое любопытство, а для того, чтобы действительно помочь ему.

И для полной убедительности расскажите реальную историю из своей жизни, где вы либо оказались в такой же ситуации, либо столкнулись с не менее серьезной проблемой.

Доверьтесь ему сами, и тогда ваш ребенок доверится вам.

2. Анализ проблемы. Затем вам нужно проанализировать проблему и понять, из-за чего именно одноклассники стали издеваться над вашим ребенком.

Как правило, причина очевидна — детям просто «нравится» его реакция на оскорбления.

Конечно, изначально они всегда цепляются за внешность (длинный нос, маленький рост, кривые ноги), за характер (агрессивность, скромность, стеснительность), за совершенные ошибки (нелепые публичные оговорки), за неумение что-то делать (красиво рисовать, хорошо играть в футбол, плавать), но в конечном итоге именно из-за реакции ребенка они решают — продолжать над ним издевательства или нет. То есть, если ученик не способен дать сдачи обидчику (не обязательно физической, часто достаточно просто «подобрать нужные слова»), и получая оскорбления в свой адрес, он начинает плакать, выполнять требования хулигана или жаловаться, то дети ради этого его постоянно будут обижать.

3. Устранение причины проблемы. Если причина, по которой одноклассники ополчились против вашего ребенка ясна, то можно попытаться исправить ее.

Нетипичная внешность. Внешность каждому дана от природы и, как правило, без хирургического вмешательства ее изменить невозможно. Но можно поменять внутреннее психологическое состояние ребенка. А также внешний вид ребенка. Например, постараться одевать ребенка очень стильно и со вкусом. Чтобы его сверстники могли только завидовать такому модному «прикиду». И детские комплексы пройдут сами собой. Не понадобятся никакие кардинальные меры. Ведь ребенок станет модным и уверенным в себе.

Забитый характер. Как правило, в подростковом возрасте характер у ребенка уже сформирован и изменить его очень сложно. Ведь даже скромные дети понимают, что именно их стеснительность и боязнь «ответить» обидчику сделали из них «изгоев», но, увы, поменять себя они не могут.

На самом деле есть способы даже в такой ситуации помочь ребенку, и они описаны пунктах 4 — 7 нашего с Вами плана.

Агрессивное поведение. Если ребенок всегда агрессивно реагирует на замечания (даже сказанные по делу), на случайные толчки, на нежелание принимать его точку зрения, то вы должны научить его более уважительно относиться к окружающим.

Объясните, что мир не вертится только вокруг него, и своим поведение он делает хуже только себе. И в следующий раз, если кто-то сделает ему замечание, пускай он не огрызается, а выслушает его. Если кто-то случайно толкнет, то пускай «простит» своего обидчика. А если кто-то выскажет свое мнение, то пускай он выслушает его и расскажет о своей точке зрения, но ни в коем случае не начнет заставлять всех с ней соглашаться. Ведь как говорится: «сколько человек — столько и мнений».

Медлительность и невнимательность. Исправить эти недостатки у ребенка относительно не сложно, обычно достаточно лишь записать его в секцию, которая разовьет реакцию (настольный теннис, боевые искусства, баскетбол) и скорость (легкая атлетика, футбол, лыжный спорт). Также можно и дома выполнять подходящие упражнения, нацеленные на развитие данных навыков.

Неаккуратность и неряшливость. После серьезного разговора ребенок может осознать, что именно неряшливость сделала из него «изгоя» в классе, и скорее всего, попытается исправиться. Ведь следить за своей гигиеной и чистотой не так-то и сложно. Правда, для малообеспеченных семей это может стать настоящей проблемой, так как они из-за финансовых трудностей не всегда могут купить ребенку даже нужные вещи. Но если дело уже касается оскорблений, то в такой ситуации все-таки стоит «раскошелиться» на новую одежду для ребенка.

Лидерский характер. Когда ребенок от природы лидер, то ему сложно смириться с тем, что в компании есть кто-то главнее его. Но если вы переводите его в новую школу, то постарайтесь объяснить, что в первое время ему не следует даже пытаться взять власть в свои руки. Ведь для остальных учеников он не является пока что авторитетом. Пускай сперва он сдружится с одноклассниками, получит их уважение, и тогда даже стремление стать главным не сделает уже из него «изгоя».

4. Помощь психолога. Не во всех, но в некоторых ситуациях помощь психолога просто необходима, особенно, если одноклассники начинают «ломать» ребенка. Если он боится ходить в школу, вздрагивает при неожиданных прикосновениях, с опаской всматривается в толпу, боясь встретить очередного «хулигана», то значит психика его уже слегка нарушена, и если вовремя не обратиться к специалисту, то последствия могут быть самыми ужасными (о них даже страшно говорить).

Многие секции способны воспитать определенные навыки у ребенка (сила, скорость, реакция, логика, ораторская речь), которых, возможно, ему как раз и не хватает, чтобы справиться с издевательствами над собой. Поэтому целесообразнее записать его на какой-либо кружок, который не только поможет приобрести нужные навыки, но и позволит найти хороших друзей с общими интересами.

Важно! Если у вашего ребенка замкнутый характер, он не очень общительный, то лучше рекомендуйте ему заниматься индивидуальными видами спорта, желательно единоборствами.

6. Фильмы и книги. Когда ребенок свободен обязательно покажите ему фильм или дайте почитать книгу, где герои столкнулись с такой же проблемой, как и он. Как правило, персонажи поначалу терпят насмешки, но в конечном итоге преодолевают все трудности, добиваясь неплохих успехов в жизни. Возможно, чужие истории придадут уверенности вашему ребенку и он сможет повторить подвиг своего «героя».

7. Помощь влиятельного ученика. В каждом классе есть свои лидеры, и, как правило, вся школа знает о них.

Поэтому если вашего ребенка обижают, то можно попытаться попросить какого-либо старшеклассника помочь вашему ребенку.

Если влиятельный мальчишка не согласится защитить вашего пятиклассника «просто так», то возможно небольшое финансовое вознаграждение его убедит.

Ему достаточно лишь будет «припугнуть» главного хулигана, и объяснить, что если он еще раз тронет вашего ребенка, то за последствия будет отвечать не только он, но и вся его свита.

Как правило, страх оказаться побитым самому, заставит хулигана прекратить издевательства над одноклассником.

8. Смена школы. Разумеется, проще всего уйти от проблемы, отправив ребенка учиться в другую школу. Но на самом деле это не выход из ситуации. Ведь если в первой школе он по каким-то причинам стал «изгоем», то не исключено, что и во второй школе он вновь не станет «жертвой» своих одноклассников.

Поэтому первым делом все-таки попытайтесь разобраться с ситуацией, ну а потом, уже можно перевести ребенка и в другую школу. Если он, конечно, сам не захочет продолжить обучение с теми, кто его постоянно обижал.

9. Заявление. Когда издевательства доходят уже до избиений ребенка и постоянной порчи его вещей, то в данной ситуации нужно прибегать к серьезным методам борьбы с хулиганами. Не стесняйтесь обращаться в полицию, напишите заявление инспектору по делам несовершеннолетних, а также заявление на имя директора. Отправьте письмо с жалобой в министерство образования, в местный департамент образования, во все возможные инстанции, а также родителям хулиганов.

Ведь до тех пор пока дети будут чувствовать свою безнаказанность — они будут продолжать издевательства над вашим ребенком.

Поэтому БОРИТЕСЬ за него всеми методами! ИДИТЕ ДО КОНЦА и ДОБИВАЙТЕСЬ того, чтобы хулиганов исключили из школы, чтобы их наказали! И помните, что в данной ситуации нельзя терять ни минуты, так как с каждым днем, ученики «ломают» психику вашего ребенка, «ломают» его собственное «Я».

Ведь в подобных ситуациях бездействие может привести к весьма плачевным результатам.

Не всем детям повезло находиться в окружении дружелюбных сверстников. Практика показывает, что даже в самом благополучном и элитном классе найдется парочка хулиганов, которые будут обижать окружающих. И это не говоря о том, что еще существует проблема унижения и побоев со стороны старших ребят. Причем подростки, которые обижают более слабых ребят, как правило, имеют большие проблемы с характером и воспитанием. Обычно они трусливые и подлые (раз трогают малышей), а это значит, что обиды они могут наносить гнусно, исподтишка. То пнут проходящего по коридору мальчика, то отберут пирожок или игрушку, и делают это всё как будто между прочим. А еще нельзя сбрасывать со счетов школьные банды, которые преследуют и сильных и слабых, для них главное показать своё дешевое превосходство. Причем нападают они всегда толпой, поскольку в большинстве случаев именно стадность придает им ложную уверенность безнаказанности.

Если обижают ребенка в школе, то вначале ищите причину

Разные люди вкладывают свой смысл в слово «обижают». Одно дело, когда второклассники в азарте игры толкаются в коридоре и весело орут, это часто не очень большая проблема, так у маленьких детей в активных играх проходит притирка друг ко другу, они часто обижаются и быстро мирятся. Чаще это касается мальчиков, которые в том числе склонны к мелким конфликтам. Конечно, учителям нельзя позволять, чтобы дети поразбивали друг другу головы, но некоторая разрядка после 45 минут сидения за партой у маленьких школьников должна быть. И совсем другое дело, когда это систематические угрозы вашему ребенку исходящие от местных хулиганов.

Когда ребенка обижают одноклассники, то это может говорить о его заниженной самооценке, сложностях в общении, замкнутости. И если эти проблемы не решить в школе, то они будут преследовать человека всю жизнь. К решению сложностей внутри класса всегда привлекайте классного руководителя, выясняйте уровень взаимоотношений между учениками, проанализируйте вместе причины. Возможно, где-то вашему ребенку надо стать коммуникабельнее и смелее, например, пойти на спортивную секцию, завести друга, а, где-то надо приструнить зарвавшихся мальцов, которые не дают прохода вашему ребенку. Если дети еще небольшие, то в данном случае очень хорошо действует показательный разбор полётов вместе с учителем и родителями. В случае с подростками это не всегда действует, так как они изначально настроены на противление взрослым и конфликты. Но большей всё это напускное и нормальный подросток, оказавшись перед угрозой (пусть иногда и мнимой) вылета из школы или попадания в полицию, скорее всего, одумается и усмирит своё поведение до безопасного уровня. Только не вздумайте устраивать самосуд – это может привести к тому, что в итоге к ответственности привлекут вас, и вашему ребенку это совершенно не поможет.

Когда школьника обижают старшеклассники или хулиганы, то здесь причины могут быть и административного характера, например, отсутствие в школе охранника и отдельных помещений для разных возрастов. Вам в первую очередь надо поднять этот вопрос перед педагогом и администрацией учебного заведения, которые несут ответственность за безопасность детей. Побитый или униженный взрослыми ребятами школьник, это уже не мелкие шалости. Также стоит обратить внимание на то, какого рода конфликты возникают у вашего сына и на какой почве. Возможно, он сам временами ведет себя вызывающе, обижает окружающих и тем самым провоцирует агрессию, возможно, наоборот, его систематически преследуют школьные банды или отдельные хулиганы. Если ситуация принимает системный характер, то реагировать надо быстро и жестко.

Если в школе ребенка обижают и бьют, то задача родителей встать на защиту

Ваш сын или дочь подвергаются насилию и унижениям? Если вашего ребенка обижают в школе под молчаливое согласие окружающих учеников и педагогов, действуйте не раздумывая! Отговорки, как бы хуже чего не вышло уже не помогут. Хуже будет, если это будет продолжаться всю школу, приведет к серьезным изменениям психики и поломает вашему ребенку всю жизнь. Малолетние хулиганы часто действую нагло будучи уверенны в своей безнаказанности. Родители не могут с ними справиться, учителя бояться, директор показательно машет пальчиком, как тут не оборзеешь и не возомнишь себя школьным криминальным авторитетом. А проблема лежит в другом пласте, справиться с ними могут, но администрации школы часто не надо лишний шум и неприятности, они действую по принципу «как бы чего не выплыло наружу», а детей приносят в жертву агрессивным подросткам.

Что надо сделать вам как родителям, если ребенка в школе обижают агрессивные школьники.

  • Подготовьте запасной аэродром, проверьте информацию об окружающих школах, возможно, вам придется переводить свое чадо подальше из опасного учебного заведения;
  • Пишите заявление на имя администрации учебного заведения о существующей проблеме с просьбой немедленной принять адекватные меры и оградить вашего ребенка от школьников с криминальными склонностями. Вас, скорее всего, будут отговаривать, но это не более чем попытки защитить свое теплое директорское кресло;
  • Если ребенок избит, немедленно едьте в больницу, снимайте побои. Даже наличия нескольких ссадин или синяков вполне достаточно для заявления в полицию. В нём надо четко указать список нападавших, желательно с фамилиями и данными о том, из каких они классов. Кстати, для того чтобы написать заявление достаточно и одних угроз. По крайней мере, правоохранительные органы должны будут провести с обидчиками профилактическую беседу, поставить их на учет и периодически контролировать. Но это в теории, на практике участковый вас может сам отговаривать от подачи заявления. Ведь ему тоже не нужны лишние хлопоты. Но вы настойчиво оставляйте заявление, причем пусть вам сделают пометку о том, что оно принято такого-то числа. Иначе его могут «потерять». Если заявление не берут, надо обращаться в прокуратуру и вышестоящие инстанции правоохранительных органов, копии заявления можно отправить в районное управление образования. В заявлении укажите, что участковый такой-то отказался его принять;
  • Максимально оградите ребенка от хулиганов. Возможно, некоторое время встречайте его из школы, пока ситуация не утихнет. Как правило, все показные хулиганские выходки школьников после вмешательства правоохранительных органов либо сходят на нет, либо малолетние преступники отправляются в спецшколы;
  • Дайте своему ребенку технические средства защиты. Мобильный телефон с тревожной кнопкой и функцией слежения за ребенком. Стоят такие устройства недорого, но в случае опасности, вы сможете не только оперативно о ней узнать, но и увидеть где находится ваш ребенок и даже услышать, что происходит вокруг. Также можно автоматически включать диктофон, чтобы зафиксировать факт угроз и эмоционального давления.

Кстати, если в на территории школы или на пути к ней много больших собак, то мы также рекомендуем приобрести ребенку устройство для отпугивания животных. Об этом вы можете прочесть в нашей статье о средствах защиты от собак .

Всегда помните, что вы и ваши дети имеете право на безопасное существование. Вы платите налоги, и государство должно вам это право реализовывать. Если ваших детей обижают в школе, то педагоги и администрация учебного учреждения должны обеспечить ему защиту. К сожалению, нередко многим людям на государственной работе – чем меньше проблем, тем лучше. Это касается и учителя, и директора, и участкового, поэтому активно добивайтесь защиты сами. И если для реализации этого надо будет каждый день вызывать патруль полиции, значит вызывайте до тех пор, пока ваш школьник не будет в безопасности. Не позволяйте окружающим обижать вашего ребенка.

Что делать, если ребёнка обижают в школе, в садике, на улице? Психолог и юрист расскажут о способах выхода из сложной ситуации, а также о причинах этого явления. Данные рекомендации рассчитаны на ребёнка любого возраста, а также на различные обстоятельства детской жизни. Вам лишь нужно адаптировать эти советы под свою ситуацию.

Один маленький совет тем родителям, которые пытаются решить эту проблему в данный момент: прочитайте всю статью целиком. Мало просто оградить ребёнка от нападок хулиганов. Родителям очень важно понять суть, причину проблемы. И, по возможности, её устранить. Иначе, не исключено, что ребёнок всю жизнь будет страдать от нападок других людей.

Некоторые дети сами стремятся к общению со сверстниками, с радостью идут в школу, в детский сад, а у других уже одна эта мысль вызывает тревогу. И здесь родители должны насторожиться. Но обычно взрослых волнует процесс обучения ребёнка, а не процесс его общения с другими детьми. Приходя в детский сад, мама обычно спрашивает, как ребёнок спал или ел. В школьные годы родителей беспокоит уже другой вопрос: как их ребёнок учится?

Но почти никто и никогда не интересуется, как их ребёнок общается, с кем дружит. И только когда уже проблема назревает, родители начинают беспокоиться о том, почему их ребёнка обижают другие дети, и почему с ним никто не дружит.

К сожалению, даже выяснив правду, некоторые родители продолжают бездействовать. Почему так происходит?

Во-первых, есть родители, которые ничего не предпринимают из принципа. Они считают, что ребёнок должен найти общий язык с другими детьми сам, без чьего-либо вмешательства.

Во-вторых, многие родители просто не знают, как поступить в такой ситуации, боятся навредить ребёнку своими действиями.

В-третьих, некоторые просто не любят своих детей. Отсутствие любви к собственному ребёнку не зависит от социального статуса, благосостояния, пола или возраста его родителя. Это может быть вполне успешный человек, который внешне неплохо справляется с воспитанием ребёнка. Но делает это по необходимости, из чувства долга, а не любви. Его не затрагивают за живое детские проблемы и переживания.

Нужно ли родителям вмешиваться в ситуацию?

В первую очередь, взрослый должен осознать, что решение этой проблемы – ЕГО обязанность (обязанность родителя, а не ребёнка). Для детей такая ноша слишком тяжела и может иметь негативные последствия в будущем.

Прежде всего, родителям нужно постараться выяснить причину, из-за которой другие дети обижают ребёнка. Затем определиться со своими действиями, в зависимости от конкретной ситуации.

Действительно, активное вмешательство родителей требуется не всегда. Мелкий конфликт с другим ребёнком мог возникнуть случайно: в ходе общения, игры. Так уж получилось. Через пару дней всё забудется, и дети снова начнут нормально общаться. Но даже в таких «лёгких» случаях родители должны поддержать своего ребёнка, подсказать ему, как лучше себя вести в той или иной ситуации.

Другое дело, если у ребёнка систематически возникают конфликты со сверстниками, с ним не хотят дружить, он подвергается преследованию со стороны других детей, его унижают, оскорбляют, бьют. Здесь нужно срочно принимать меры. Без вмешательства взрослых тут не обойтись.

Помимо всех прочих действий желательно обратиться к психологу. Он поработает с ребёнком, поддержит и успокоит его, научит правильно общаться со сверстниками, подскажет, как поступить в той или иной ситуации, как завести друзей. Также специалист объективно оценит обстоятельства конфликта и сориентирует родителей, как действовать дальше.

Как понять, что ребёнка обижают? Признаки

Нередко ребёнок, испытывающий трудности в общении с другими детьми, никому не рассказывает о своей тайне. Воспитателю в детском саду, конечно, проще распознать проблему, потому что дети постоянно находятся у него на виду. Учителю же сложнее уследить за своими подопечными, так как дети-обидчики часто выбирают такое время, когда взрослые их не видят (издеваются над жертвой во время перемен, после школы и т. д.).

Родители – именно те люди, которые обязаны заметить неладное, даже когда все другие взрослые упустили это из виду. Хорошо, когда у ребёнка с мамой, с папой или с другим родственником сложились доверительные отношения, тогда он сам может обратиться к ним за помощью и советом. А что делать, если ребёнок молчит? Как узнать о проблеме?

Вот несколько признаков, которые должны насторожить родителей:

  • жалобы ребёнка на поведение других детей по отношению к нему;
  • синяки, ссадины, ушибы;
  • пропавшие или испорченные вещи;
  • отсутствие желания идти в школу или в детский сад;
  • замкнутость;
  • сниженное настроение;
  • плаксивость;
  • сниженная самооценка;
  • отсутствие желания общаться с другими детьми;
  • повышенная тревожность;
  • кошмары по ночам;
  • истерики;
  • нервный тик;
  • заикание;
  • энурез и др.

Все признаки сугубо индивидуальны. Они необязательно должны быть все. Но наличие даже одного из них – это сигнал для родителей хотя бы просто поговорить с ребёнком «по душам». Ещё одна подсказка для взрослых: на психосоматическом уровне такой ребёнок может часто болеть.

Почему обижают именно моего ребёнка? Причины

К сожалению, от травли не застрахован ни один ребёнок. Существует достаточно много факторов, которые становятся причиной издевательств. Но в большинстве случаев можно выделить одну общую черту – ребёнок чем-то отличается от других детей.

Перечислим некоторые причины травли:

  • Заниженная самооценка. Это, пожалуй, самый главный фактор. Авторитет ребёнка среди сверстников складывается из его самооценки. Заниженная самооценка приводит к низкому авторитету среди сверстников. Ребёнок с низким авторитетом всегда будет жертвой в любом коллективе.
  • Особенности характера и поведения. Чаще других подвергаются травле замкнутые, тревожные, пугливые, застенчивые, неуверенные в себе, чувствительные, склонные к одиночеству и депрессии, чаще своих ровесников думающие о самоубийстве дети.
  • Особенности внешности. Если ребёнок рыжеволосый, полный или носит очки, у него гораздо больше шансов привлечь внимание обидчиков. Но даже идеальная внешность, отсутствие в ней каких-либо особенностей не являются гарантией того, что ребёнка не подвергнут травле.
  • Принадлежность к другой расе или национальности. Имея особенности внешности и поведения своего народа, такой ребёнок, безусловно, будет отличаться от основной массы детей.
  • Физические недостатки, проявления болезни. Например, хромота, нервные тики, большие родимые пятна и т. д.
  • Дефекты речи или её особенности. Заикание, плохое произношение звуков, иностранный акцент.
  • Уровень физической подготовки. Этот пункт больше относится к мальчикам. Если ребёнок слабее ровесников, неуклюжий, отстаёт по физкультуре, плохо играет в активные игры и т. д., он, несомненно, лёгкая добыча для обидчиков. Но даже мальчик-спортсмен может стать жертвой травли, ведь в школе всегда найдётся кто-то более сильный, например, старшеклассник или кучка хулиганов из школьной банды.
  • Успеваемость. Тут достаётся и двоечникам, и отличникам, так как они, хоть и по-разному, но отличаются от основной массы детей. Не любят ни тех, ни других.
  • Слабое здоровье. Из-за частых пропусков занятий ребёнок не имеет друзей, так как ни с кем не успевает выстроить близкие отношения.
  • Отсутствие друзей. Одному ребёнку нравится общаться со сверстниками, своё свободное время он предпочитает проводить с ними. Другому вполне комфортно наедине с самим собой, он не стремится к общению и развлекается в одиночку. У ребёнка-изгоя часто такого выбора нет, с ним не хотят дружить из-за его статуса. Дети-одиночки (и добровольные, и вынужденные) рискуют стать жертвой травли гораздо больше, чем те, кто проводит свой досуг в компании. Обидчику легче и безопаснее дёргать одиночку, зная, что за него никто не заступится. Задирать ребёнка, который в данный момент общается с другими детьми, опасно: можно навлечь на себя гнев сразу нескольких людей, которым обидчик помешал. Задирать ребёнка, у которого есть друг или даже своя компания, тоже глупо: не исключено, что обидчик настроит против себя всю компанию. Так что друзья и приятели ребёнка – это его маленькая армия.
  • Новый коллектив. Новичку не так-то просто завоевать авторитет среди сверстников, так как роли в устоявшемся коллективе обычно уже распределены (авторитетные «старички» не горят желанием пустить в свои ряды ещё одного конкурента). К тому же, у других детей уже выстроены дружеские отношения, а новичок пока один.
  • Необычные имя или фамилия ребёнка. Они также служат приманкой для обидчиков.
  • Низкий социальный статус семьи. Часто дети знают не только самого ребёнка, но и его семью. Ребёнок из бедной, многодетной или неблагополучной семьи, у которого родители трудятся на непрестижных работах или страдают алкоголизмом, менее привлекателен для сверстников и рискует стать жертвой травли. Дети богатых и влиятельных родителей гораздо популярнее среди сверстников, с ними хотят дружить, их опасаются задирать. Видимо, здесь играет роль не только ореол богатства и успешности, который окружает ребёнка, но и подсознательно предполагаемая мощная поддержка со стороны влиятельных родственников, которые при желании могут причинить обидчику большие неприятности. Таким образом, авторитет родителей или других родственников влияет на авторитет ребёнка (меняет его в лучшую или худшую сторону).
  • Одежда, аксессуары, игрушки. Если ребёнок выделяется среди других детей заношенной, дешёвой, некрасивой одеждой, отсутствием вещей, которые в данном коллективе есть практически у каждого (например, мобильный телефон, планшет и т. д.), то от этого может страдать и его статус (ребёнок выглядит как выходец из бедной семьи). Зато в глазах сверстников привлекательны те, кто обладают вещами (одеждой, игрушками, электроникой и т. д.), о которых другие дети пока только мечтают. Ведь хорошее общение со счастливым обладателем крутой вещицы даёт шанс, что удастся её поближе рассмотреть и даже испробовать её действие.
  • Неряшливость. К ней можно отнести несвежую одежду, дефекты на ней и на обуви (дырки, потёртости, заплатки, швы на месте дыр и т. д.), поношенные грязноватые вещи (портфель, пенал и т. д.), обросшую причёску, грязные ногти, кожу, уши, волосы, неприятный запах от одежды или тела. Также других детей могут оттолкнуть педикулёз и различные кожные заболевания.
  • Гиперопека родителей. Как можно стать самостоятельным, научиться чему-либо, если кто-то постоянно за тебя всё делает, жёстко контролирует каждый шаг? Гиперопека – это, безусловно, очень плохо, ведь в таких неблагоприятных условиях развивается характер ребёнка (гиперопека отражается на нём негативно). Родителям нужно срочно исправлять свою ошибку. Но даже если вы подозреваете себя в гиперопеке, ни в коем случае не демонстрируйте её при чужих детях. Какое у них сложится впечатление о вашем ребёнке, когда они увидят, как мама с ним носится? Несамостоятельный неумёха, ничего не может сделать сам, без мамы и шагу не ступит. Не исключено, что после такой демонстрации дети станут хуже относиться к вашему ребёнку.
  • Непрофессионализм педагогов. Для детей мнение значимых взрослых очень важно (значимыми взрослыми для ребёнка, к примеру, могут быть мама, папа, бабушка, дедушка, учитель, воспитатель и т. д.). И учитель, и воспитатель легко могут спровоцировать травлю ребёнка, если в присутствии других детей начнут негативно отзываться о нём или каким-либо другим образом демонстрировать своё неодобрение. Поэтому и слова, и действия в адрес детей должны быть предельно корректны.

Конечно, здесь перечислены не все причины травли. Давайте выясним, почему они приводят к серьёзной проблеме.

Авторитет ребёнка среди сверстников

У каждого человека в любом коллективе есть свой авторитет. У детей авторитет либо есть, либо его нет вовсе. Авторитет складывается из самооценки. Только всё дело в том, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у ребёнка самооценка формируется путём зеркального отражения. То есть «как меня видят другие, так я сам вижу себя». Если ребёнка постоянно забивают и обижают другие дети, то такой ребёнок будет считать себя ничтожеством. Другое дело обстоит со старшим школьным и подростковым периодом. Здесь всё меняется, и самооценка приобретает внутриличностный характер. Теперь уже сам внутренний мир подростка определяет его самооценку, или «как я вижу себя, так меня видят другие». Ребёнок, которого постоянно забивали, также не будет считать себя нормальным, и самооценка будет низкая.

На авторитет ребёнка большое влияние оказывает отношение к нему значимых взрослых (учителей, воспитателей и т. д.). Если они относятся к ребёнку неуважительно, то, глядя на взрослых, и дети начнут поступать так же.

Авторитет ребёнка страдает и в том случае, если он подвергается нападкам со стороны другого ребёнка (детей). К сожалению, плохой пример заразителен. Подрыв авторитета в некоторых случаях приводит к тому, что к травле подключается практически весь детский коллектив.

Почему-то считается, что наиболее остро проблема жестокого обращения между сверстниками обстоит у мальчиков. Глядя на современные сюжеты ток-шоу, где девочки толпой забивают свою одноклассницу, можно сделать выводы о том, что в женском коллективе проблема стоит не менее остро. Агрессивность по своей природе не присуща женщине. Но всё больше и больше девочек становятся жертвами своих же подружек. Эта тенденция прослеживается уже чуть более 10 лет.

Психологи приходят к выводу, что именно современная агрессивная обстановка в мире провоцирует жестокое поведение у молодых девушек. А последствия такого поведения удручающие: жертва издевательств порой попадает в больницу, а обидчицы, по меньшей мере, в комиссию по делам несовершеннолетних, в крайних случаях — в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

Для прекращения травли необходимо выяснить и, в идеале, устранить истинную причину издевательств. Для этого специалист рекомендует действовать по следующему плану:

  • Поговорите с ребёнком по душам. Поинтересуйтесь, есть ли у него проблемы. Не спрашивайте про учёбу, оценки и т.п. В разговоре сделайте упор именно на чувства. Главное, показать, что вы его любите, что он может обратиться к вам за поддержкой и помощью в любой ситуации. Возможно, ребёнок сам назовёт вам причину издевательств над ним.

Зачастую корень всех проблем в том, что родители не имеют тесной эмоциональной связи с ребёнком. Проще говоря, родители не разговаривают со своими детьми об их чувствах, переживаниях, обо всём. В нашей стране главный упор делается на обучение ребёнка, а не на его психологическое развитие. Общайтесь со своими детьми, и вы всегда будете в курсе их проблем, а также причин того или иного поведения.

Все проблемы родом из семьи, и решать их необходимо именно там же. Если ребёнок будет уверен в том, что его любят, даже с сильным дефектом внешности он будет иметь хорошую самооценку и уверенность в себе. Также важную роль имеет процесс общения между членами семьи. Если ребёнка обижают дома, либо он видит насилие в семье, то это приведёт и к жестокому обращению в группе сверстников.

  • Поговорите с классным руководителем (воспитателем). Поинтересуйтесь, как ваш ребёнок ведёт себя, с кем дружит, с кем конфликтует. Это даст возможность увидеть его глазами других людей, поможет понять, почему ребёнка обижают другие дети. Возможно, он сам провоцирует конфликты, задирая своих сверстников.

Также не лишним будет узнать, чем увлекаются другие дети из его окружения. Если, к примеру, у всех девочек в группе есть куклы барби, а у вашей дочери её нет, она вполне может стать изгоем. Покупка данной куклы поможет дочке повысить её авторитет среди сверстниц, даст ей возможность играть с девочками, стать своей в сообществе владелиц модных кукл. Тот же принцип работает и с мальчиками, только игрушки у них другие. Детям-изгоям необходимо вливаться в коллектив, и популярные игрушки помогают им в этом.

Как еще можно повысить авторитет ребёнка в глазах других детей? В своей оценке дети, прежде всего, ориентируются на мнение значимых взрослых из их окружения. Поэтому учителя и воспитатели могут как повысить авторитет ребёнка в глазах окружающих, так и убить его полностью. Следовательно, и основная работа по повышению авторитета ребёнка-изгоя также ложится на плечи этих взрослых. Такому ребёнку нужно поручать (на виду у других детей) ответственные задания, с которыми он точно справится, а также хвалить его (опять же на виду у других воспитанников). Дети будут видеть, что значимый взрослый уважает и высоко ценит ребёнка и его способности, раз уж доверяет ему столь важные дела. Также успешное выполнение заданий будет повышать самооценку ребёнка. Это очень важно, ведь как уже говорилось ранее, авторитет складывается из самооценки.

  • Проанализируйте список причин травли. Если разговор с ребёнком и педагогом не прояснил ситуацию, постарайтесь найти истинную причину издевательств, проанализировав выше приведённый список причин травли. Выявленную причину травли необходимо устранить. Например, если ребёнок не ухожен, нужно привести внешность в порядок, если есть дефекты речи, необходимо обратиться к логопеду и т. д. К сожалению, устранить причину издевательств не всегда возможно. Нередко родителям не удаётся самостоятельно уладить конфликт ребёнка с другими детьми. В таком случае обратите внимание на следующий совет.
  • Обратитесь к психологу. Казалось бы, зачем, если всю информацию теперь можно найти в интернете? Но дело в том, что каждая ситуация уникальна. Иногда правильные ответы и решения лежат не на поверхности, доступны лишь тем, кто обладает знанием психологии. Специалист не только выявит истинные причины травли, но и подскажет, как действовать конкретно в вашей ситуации.

Если необходимо, психолог проведёт работу и с ребёнком: поможет ему поднять самооценку, научит правильно общаться со сверстниками, заводить друзей, расскажет, как действовать во время конфликта, и т. д. Повышение самооценки неизбежно приведёт и к повышению авторитета среди сверстников. Если не устранить внутриличностные причины травли вовремя, не исключено, что проблемы в общении с окружающими будут преследовать ребёнка всю его жизнь.

  • Если решили сменить школу (детский сад), хорошенько взвесьте своё решение. Когда у ребёнка возникают проблемы из-за низкого авторитета среди сверстников, выходом из ситуации кажется смена детского коллектива. Но это не всегда верное решение. Авторитет ребёнка понижен не просто так, на него негативно воздействует какой-то фактор (факторы). Какой именно – это и нужно выяснить родителям. Если ребёнок «заберёт» его с собой в новый коллектив, данный фактор (факторы) продолжат снижать его авторитет уже на новом месте, а значит он снова станет изгоем. Потому что ребёнок с низким авторитетом всегда будет становиться жертвой в любом коллективе.

Если ребёнка обижают в школе, в садике, на улице и т. д., и сам пострадавший, и его родители нередко ощущают себя один на один с бедой. Создаётся обманчивое впечатление, что это личная проблема жертвы травли и её семьи, и никто не обязан помогать им её решать. Но это не так. Потенциальных защитников у ребёнка достаточно много, просто нужно знать, к кому обратиться за помощью. Давайте вместе с юристом разберёмся, как действовать родителям, когда ребёнка обижают другие дети:

  1. По закону каждый ребёнок имеет право жить в безопасной среде, способствующей его росту и развитию. Унижения, оскорбления, побои и т. д. со стороны других людей (и взрослых, и детей) – это нарушение прав вашего ребёнка, а значит нарушение закона.
  2. Существует немало учреждений, которые обязаны обеспечить соблюдение прав каждого ребёнка. В первую очередь, это организации, занимающиеся воспитанием и обучением детей, то есть детские сады и школы. Также существуют учреждения, которые следят за тем, чтобы дети, права которых нарушены, были защищены, а нарушители их прав – наказаны. К примеру, это различные социально-реабилитационные центры для детей и подростков, комиссии по делам несовершеннолетних и т. д. Видите, как много у вас потенциальных защитников?
  3. Обращаясь за помощью, не начинайте с порога «качать права» и требовать. Именно просите о помощи, а не требуйте её. Не исключено, что сотрудник учреждения проникнется вашей ситуацией и искренне захочет помочь ребёнку. Но если вы успеете испортить с ним отношения, вам будут помогать исключительно по обязанности. Или найдут повод отказать в помощи. Сначала попробуйте добиться желаемого добром. А вот если откажут, тогда можно и потребовать.
  4. Не взваливайте решение проблемы на плечи своего ребёнка. Некоторые родители рассуждают так: «Пусть сам учится нормально общаться со сверстниками и разрешать конфликты с ними». Проблема слишком сложна (практически неразрешима) для ребёнка. Такие вещи должны контролировать взрослые. Хорошо, если это будут не только родители, но и психолог.
  5. Те родители, которые бездействуют из-за предрассудков типа «жаловаться нехорошо», кто боится прослыть скандалистом и доносчиком, оберегают своё спокойствие за счёт сильной душевной боли своих детей. Такие родители бездействием фактически помогают хулиганам изводить своего ребёнка. Забота родителя – защитить своего отпрыска от морального и физического насилия. Пересильте свои растерянность, страх и нежелание действовать. Если нужно обратиться к директору школы, значит обращайтесь к директору. Если необходима помощь полиции, значит обращайтесь в полицию. А если кому-то из окружающих это не нравится, то, скорей всего, благополучие вашего ребёнка их совершенно не волнует. Пусть думают, что хотят. Давайте правильно расставлять приоритеты.
  6. Разберитесь, что это за конфликт. Случайная ли это ссора или травля, насколько серьёзен причинённый вашему ребёнку вред. Действительно, в некоторых «лёгких» случаях родителям можно ничего не предпринимать. Например, если это случайная ссора, обычно обидчик и его жертва нормально общаются друг с другом и после ссоры, скорей всего, отношения наладятся, и вред причинён небольшой (к примеру, один обозвал другого). Но если ребёнка избили или он стал объектом для травли со стороны других детей, тогда родителям нужно срочно принимать меры.
  7. Не выясняйте отношения с обидчиком и его родителями сами. Лучше это сделать через посредников (воспитателя, классного руководителя и т. д.). Помните, вы не имеете права трогать чужого ребёнка! Иначе проблемы с законом будут уже у вас. Даже гневные слова, брошенные в адрес чужого отпрыска, могут иметь для вас неприятные последствия.
  8. Сообщите о проблеме тому взрослому, который непосредственно отвечает за благополучие вашего ребёнка. Если его обижают в детском саду, сообщите воспитателю. Если в школе – классному руководителю. Если в спортивной школе – тренеру. И так далее. Часто проблему удаётся решить уже на этом уровне.
  9. Если проблема не решена, напишите заявление на имя администрации учреждения (то есть на имя заведующей детским садом, директора школы и т. д.). В заявлении опишите ситуацию, попросите оградить вашего ребёнка от обидчиков и принять меры в отношении последних. Если вас будут отговаривать от подачи заявления, не ведитесь на эти уговоры. Заявление – это документ, письменное подтверждение того, что вы поставили администрацию учреждения в известность о конфликте. Есть заявление, значит должны быть приняты меры. Если заявления нет, всегда можно сказать, что меры не приняты, потому что родители не обращались.
  10. Если после этого ребёнка по-прежнему продолжают обижать, не верьте уверениям администрации детского учреждения, что они сделали всё возможное для разрешения конфликта. У них есть возможности урезонить хулиганов, но для этого придётся «вынести сор из избы». А этого делать не хочется («как бы чего не выплыло наружу»).
  11. Также на страже прав и интересов ребёнка стоят социально-реабилитационные центры для детей и подростков, центры помощи семье и детям. Обратившиеся в такой центр получают комплексную помощь. В первую очередь, с ними работает психолог. Он не только оказывает ребёнку психологическую помощь, но также выясняет скрытые причины конфликта с другими детьми и даёт рекомендации, как правильно из него выйти. С обидчиками и их родителями также проводится работа (по профилактике дальнейших правонарушений). Такие центры контактируют с детскими садами, школами, комиссиями по делам несовершеннолетних, так как иногда проблемы клиентов можно решить только совместными усилиями этих учреждений.
  12. Если ребёнка избили, нужно как можно скорее (желательно в этот же день) снять побои. Для этого необходимо обратиться в травмпункт, а при средней и высокой степени тяжести телесных повреждений незамедлительно вызвать скорую. Если адрес травмпункта вам неизвестен, позвоните в любую больницу (лучше в регистратуру или справочную), узнайте, где находится травмпункт (или другое учреждение, где можно снять побои). В травмпункте врач обследует ребёнка, окажет ему первую медицинскую помощь и выдаст справку. В ней, в числе прочего, будут перечислены все телесные повреждения и указано точное время обращения за медпомощью. Обязательно проверьте наличие в справке подписи врача и печати лечебного учреждения. Без них документ будет недействителен.
  13. Итак, если обращение в детское учреждение результата не принесло, или ребёнка обижают не на территории детского учреждения (например, на улице), идите в полицию и пишите заявление. Для него достаточно не только нескольких ссадин и синяков, но даже и одних угроз. Предъявите в полиции справку из травмпункта (если она есть). В заявлении нужно описать ситуацию и указать как можно больше информации о хулиганах (если она вам известна, конечно): их фамилии, из каких они классов или школ, где проживают и т. д. Сотрудники полиции поставят обидчиков на учёт, будут вести с ними профилактическую работу и периодически их контролировать. Возможно, хулиганов отправят в спецучреждение для несовершеннолетних правонарушителей. После вмешательства полиции проблема, как правило, исчезает.
  14. Если сотрудник полиции отговаривает вас от подачи заявления (ведь этим вы добавите ему работы), проявите настойчивость. Причём пусть вам поставят пометку о том, что заявление принято такого-то числа. Так оно не сможет «потеряться».
  15. Если в полиции не хотят брать заявление, обращайтесь в прокуратуру и вышестоящие инстанции правоохранительных органов. В заявлении укажите, что сотрудник полиции такой-то отказался его принять. Можно отослать копию заявления в районное управление образования.
  16. Пока ваши действия не принесли результата, постарайтесь, насколько это возможно, оградить ребёнка от нападок хулиганов (например, встречайте его из школы).
  17. В таких сложных ситуациях большую пользу могут принести и современные технические устройства. Сейчас практически всем детям родители покупают мобильные телефоны. Есть модели, оборудованные тревожной кнопкой. Есть телефоны с функцией слежения за ребёнком. С помощью таких устройств можно и увидеть, где сейчас ваш ребёнок, и услышать происходящее вокруг него. Диктофон можно включать автоматически. Это очень удобно, так как есть возможность сделать запись угроз или оскорблений. А это уже доказательства, а не просто слова, которые, как говорится, «к делу не пришьёшь».
  18. К сожалению, иногда приходится переводить ребёнка в другое учебное заведение. Поэтому заранее разузнайте о школах, куда его можно будет перевести, если проблема так и не решится.

Ещё одна потенциальная угроза

Не найти такого человека, которого в детстве не обижали. Друзья, семья, взрослые, намерено или случайно. Психологи утверждают, что все негативные воспоминания детства откладывают свой отпечаток на дальнейшей судьбе человека. Поэтому важно понять, почему ребёнка обижают другие дети, и как ему помочь с этим справиться. Если игнорировать, то у родителей есть все шансы воспитать в ребёнке поведение жертвы. Такой человек всю жизнь будет вести себя как жертва независимо от пола. Человек с комплексом жертвы всегда будет находить себе неприятности.

Если Вам требуется консультация психолога или психотерапевта, тогда Вам сюда .

Комментарии

    Аня :

    Пока не наткнулась на эту статью, долго искала решение проблемы в интернете. Очень понравился один случай. Напишу, вдруг кому пригодится. Мама искала решение проблемы, почему с её ребёнком не хотят дружить другие дети из садиковской группы. В ходе её расследования оказалось, что девочка сама уклоняется от общения. Но суть не в этом. Мама придумала свой способ подружить свою дочь с другими девочками. И он сработал! Да еще как! Каждый вечер она со своей дочерью обсуждала одну из девочек из группы, вместе искали в ней плюсы. На следующее утро мама вызывала эту девочку в раздевалку, вместе с ней и со своей дочерью разговаривала просто о жизни. В конце разговора мама обнимала эту девочку, говорила ей, что она (девочка) очень добрая, хорошая и т. д. Потом мама обнимала обоих девочек сразу (эту и свою дочь), говорила им, какие они замечательные и как было бы здорово, если бы они сейчас пошли вместе играть. В результате девочки из группы стали очень хорошо относиться к её дочери. Теперь, когда мама и дочь приходят в садик, все девочки выбегают к ним в раздевалку. Радостно кричат: «Саша пришла». Обнимают её дочь. И, взявшись за руки, убегают вместе в группу. Молодец эта мама. Не только сама нашла выход, но и другим рассказала.

    Вера :

    Здравствуйте моего моих детей систематически обижают соседские дети,они старше моих, пыталась разговаривать с их матерью она мер никаких не принимает, на вопрос зачем ты его бьешь? Ребёнок отвечает другим детям во дворе что типа хочу и бью мне мама разрешает. Как быть в такой ситуации куда лучше обратиться?

    Олеся :

    Моего сына обижали в школе. Сначала я советовала ему игнорировать обидчиков, но когда увидела, что ежедневная травля травмирует моего ребенка, я сказала ему: «Можешь дать сдачи». Он так и сделал. Его перестали трогать.

    Карина (платная консультация) :

    мой ребенок (девочка 12 лет) сейчас находится в лагере,с ней не хотят дружить,ее не пускают в «свой коллектив»,по причине того,что одна девочканаговаривает на нее,по приезду девочки общались хорошо,живут в 1 комнате. как мне быть: поговорить именно с это девочко,или звонить вожатому?

  • Антон (платная консультация) :

    Мой сын был на спортивных сборах. Ему 6 лет. Жили по 3-е в номере. Соседи его оказались чуть старше, причём уже знакомы друг с другом. Вначале произвели впечатление адекватных ребят. А потом… Вначале с I-phon-a моего ребенка «вдруг» позвонил один из этих «соседей». Ошибся. Так и выяснилось, что они отобрали телефон, играя в него все свободное время, не давая хозяину даже позвонить домой. Приехали мы в родительский день, т/ф забрали, тем более сын сам попросил так сделать. Попутно выяснилось, что у него отобрали и спрятали плавки, но нам отдали. С тренером поговорили, договорились, что будем связь через него держать. Уехали. И вот, забирая ребенка через неделю, выяснилось — его били, в том числе ногами и по животу, не пускали в туалет, так что он описался, всячески издевались. Плавки вообще пропали. Я бы вытряс все..-мо из ублюдков, так они съехали буквально за час до нас. Как добиться справедливости, наказать обидчиков не переходя в область действия УК?

Школа – это место, где ребенок впервые начинает адаптироваться к жизни в коллективе. От того, насколько комфортно он там себя чувствует, зависит и дальнейшее развитие ребенка, его желание общаться с новыми людьми и получать новые знания. В зависимости от того, насколько малыш уверенно себя почувствует в школе, также зависят и его лидерские качества. Иногда случается так, что ребенка начинают обижать, из-за чего он замыкается в себе, пропадает желание посещать место обучения. Родителям такого положения дел допускать нельзя. Разберемся, что же можно предпринять в таких ситуациях.

Сразу стоит оговориться, что многие дети скрывают от родителей тот факт, что их обижают. В таком случае нужно присмотреться к поведению вашего ребенка, признаки могут быть следующие:

  1. Малыш без видимой причины отказывается посещать учебное заведение.
  2. В будни ваше чадо подавлен, молчит и закрывается в себе, при этом в выходные он становится радостным и активным.
  3. По внешним признакам: у ребенка могут быть испорчены вещи, либо вы наблюдаете их отсутствие (этот пункт спорный, поскольку рассеянные дети часто могут терять вещи).

Какие дети чаще всего становятся жертвами издевок?

Многие полагают, что обычно нападкам со стороны сверстников подвергаются дети, чем-либо отличающиеся от общей массы – внешность, привычки, поведение, одежда. На самом деле, это не так. Любой малыш может попасть в такую ситуацию – достаточно всего лишь одного неверного движения, секрета, о котором узнал весь класс.

Важно: Социальный статус семьи никаким образом не обуславливает травлю. Неважно, как ваш ребенок одет, есть ли у него новомодные гаджеты и прочие современные вещички. То же самое касается и особенностей либо дефектов внешности.

Рассмотрим, какие детки чаще всего подвергаются нападкам:

  1. Жертвы – такие дети являются апатичными, запутанными, часто сомневаются в себе или в своих возможностях. На оскорбления они не в состоянии дать отпор – естественно, одноклассники чувствуют слабинку и начинают активно третировать ребенка.
  2. Агрессоры – они сами нападают на людей, которые их окружают, при этом на провокации они отвечают чересчур бурной реакцией.
  3. Неблагополучные – если ребенок одет неопрятно, от него исходит неприятный запах, сам он неаккуратен и невоспитан, вполне возможно, что в таком случае он станет жертвой.

Если вы хотите, чтобы кроха хорошо себя чувствовал себя в любом коллективе – нужно воспитывать в нем чувство собственного достоинства, он должен иметь внутренний стержень.

Как реагировать родителям нельзя?

Рассмотрим, как не стоит себя вести, если вы узнали, что ваш малыш подвергается нападкам:

  1. Не нужно его оставлять в одиночестве. Многие родители так поступают, полагая, что ребенок справится с проблемой сам. Он сам не готов к этой ситуации и понятия не имеет, как ее решить – поэтому вашему чаду в любом случае требуется помощь и поддержка.
  2. Менять место учебы. Бывает так, что ситуацию нужно решать немедленно, и другого выхода из нее нет – в таких случаях можно попробовать сменить обстановку. Но и здесь нужно помнить о том, что нет гарантии того, что в новой школе все не повторится. Еще один момент: ребенку будет сложно привыкнуть и адаптироваться к новым людям, а это сложно в психологическом плане.
  3. Брать ответственность на себя. Многие родители предпочитают полностью взять решение проблемы в свои руки – так делать нельзя. Если вы пойдете выяснять отношения с классом, с учителями, такое поведение в дальнейшем может настроить окружающих против вашего малыша. Тем более не стоит идти в учебное заведение, заранее не обговорив свое решение со школьником. Важно уважать мнение своего ребенка и прислушиваться к его чувствам.

Как помочь ребенку?

Существует несколько способов решения проблемы:

  1. Поговорите с вашим малышом. Пусть он подумает над вопросом, почему выбрали именно его, это поможет определить, как выйти из сложившейся ситуации. Важно дать понять ребенку, что он никак невиноват в том, что над ним издеваются.
  2. Если ребенок подвергается нападкам только в одном учебном месте – нужно узнать, требуется ли ему помощь. Попробуйте предложить варианты решения ситуации, но не нужно настаивать на том, чтобы он выбрал какой-то конкретный вариант, пусть у малыша будет право выбора. Естественно, роль родителей здесь очень велика – дома ребенка должны уважать, понимать и принимать, он должен чувствовать себя в безопасности.
  3. Попробуйте предложить школьнику заняться каким-либо видом спортом, или записаться в секцию по интересам – там он сможет найти себе новых друзей, почувствовать себя тверже. Увлечение позволит не зацикливаться на создавшейся ситуации, а это значит, что его психике будет нанесен минимальный ущерб.
  4. Маме и папе важно помочь ребенку разобраться и понять, в чем заключается конфликт, а также проанализировать поведение обидчиков и то, как он ведет себя с ними. Может быть так, что ваш ребенок сам выступает в роли провокатора. Не нужно его ругать, осуждать – это только усугубит ситуацию. Дайте понять, что так он делает только хуже себе, и что малышу необходимо менять свое поведение.
  5. Если причина – во внешности, необходимо дать понять ребенку, что он не виноват в этом. Поясните, что вы его любите любым – с лишним весом, со шрамами либо очками.
  6. В основном, причиной конфликта становятся именно нарушители. В чем причина? Издеваются люди, которым нужно самоутвердиться из-за того, что они себя чувствуют некомфортно – вполне возможно, над такими детьми издеваются дома. Родителям нужно донести ребенку, что люди, которые так поступают, на самом деле слабые, и бояться их не нужно. Единственная эмоция, которую можно испытать к тем, кто самоутверждается за счет других – это жалость, поскольку иначе эти дети в жизни почувствовать себя комфортно просто не могут.
  7. Объясните, что обидчику не нужно показывать слезы – это только усугубит ситуацию. Например, ребенок может дать отпор, сказав, что он его обижает из за того, что боится его сам. Еще один вариант – игнорировать нападчиков. Например, распространенная ситуация в классе – забирают тетрадь, начинают с ней играть. Естественная реакция, конечно, это отобрать имущество. Не нужно провоцировать обидчика – можно просто сказать, что пусть играет, и как только ему надоест – может отдать тетрадь. В таком случае и весь смысл подобного издевательства пропадает – тетрадку возвращают на место.
  8. Можно попробовать обратиться в школу – поговорить с классным руководителем либо заведующим учебной частью. Делать это нужно спокойно и без придирок. Найти общее решение проблемы вместе – идеальный вариант. При этом информировать одноклассников, либо угрожать им расправой не стоит – это вызовет агрессию с их стороны.

Важно: Если над ребенком совершают физическое насилие – в таком случае необходимо действовать незамедлительно. Обратитесь в правоохранительные органы, не нужно ждать, пока вашего малыша покалечат и нанесут огромную моральную травму.

Также необходимо помнить и о том, что прямое предназначение учителя – контролировать атмосферу в классе. Это важный аспект, о котором, к сожалению, забывают многие преподаватели.

Безусловно, если ваш малыш изначально обладает сильным духом и характером, травля быстро прекратится. Но все детки разные – есть малыши ранимые и эмоциональные. Задача родителя не упрекать ребенка в его характере, а дать понять, что иногда, для того, чтобы в коллективе чувствовать себя «в своей тарелке», важно быть сильным морально. Сделать это можно несколькими способами:

  1. Даже если вашему малышу не удалось достичь успеха в чем-либо, важно им восхищаться. Ведь он пробовал, старался, открывал для себя новые навыки. В противном случае ваш ребенок будет бояться в следующий раз начинать какое-либо дело – ведь в случае провала родители вновь будут его ругать или осуждать. Важно, чтобы ребенок твердо знал, что вы цените проделанные усилия и гордитесь им.
  2. Не нужно чрезмерно опекать ребенка. В противном случае он и в дальнейшем не сможет решать собственные проблемы, а ведь это необходимо, поскольку после школы ребенка ожидает университет, где мамы и папы рядом не будет. Предоставляйте ребенку право выбора и возможность решать свои проблемы самостоятельно, задача родителя – мягко направлять и подсказывать.
  3. Не нужно требовать от ребенка каких-то фантастических достижений. Он в любом случае старается, поэтому нужно принимать малыша таким, каков он есть. Терпение в дальнейшем воздастся сторицей – ваша задача его проявить.
  4. Нужно сделать выбор? Не указывайте ребенку, как лучше поступить в той или иной ситуации, решение принимать может только он сам. Навязывая ребенку свое мнение вы в любом случае перекладываете ответственность на себя, а малыш в конце концов вырастет несамостоятельным человеком, который не может разобраться в сложившейся ситуации.
  5. Многих родителей раздражают чрезмерно любознательные дети. Все психологи утверждают, что это в корне неверно. Позвольте своему малышу познавать этот, будьте для него опорой. Иначе откуда он сможет узнать ответ на поставленный вопрос?
  6. Не нужно критиковать, а тем более – злиться. Естественно, нужно объяснять ребенку, почему в определенных ситуациях поступать плохо нельзя. Указывайте ему, если где-то он повел себя некорректно. Но при этом нельзя забывать о поддержке, также важно предлагать различные варианты действий.
  7. Очень важно научить ребенка быть настойчивым. Он должен понимать, что путь к победе часто бывает долгим и сложным, и не стоит опускать руки в случае поражений, а упрямо идти к своей цели.

Следуя этим советам, вы сможете воспитать самодостаточную и уверенную в себе личность, которая уж точно не станет терпеть нападки со стороны сверстников, а даст им достойный отпор.

  1. Согласно закону любой ребенок имеет право жить в безопасной среде. Если же его обижают – это прямое нарушение, следовательно, эти люди могут понести уголовное наказание.
  2. В любой организации, где обучаются дети, задача преподавателя – обеспечить дружелюбную атмосферу в коллективе.
  3. Есть специальные учреждения, куда можно обратиться в случае, если над вашим ребенком издеваются. Они следят за тем, чтобы нарушители прав понесли наказание.
  4. Не нужно самостоятельно выяснять конфликт с обидчиком либо его родителями. Самый оптимальный вариант – решить ситуацию через классного руководителя. Тем более, нельзя прикладывать силу по отношению к обидчикам вашего малыша – в противном случае уголовная ответственность ложится уже на ваши плечи.

Видео: что делать, если ребенка обижают другие дети?